Когда министр внутренних дел Великобритании Тереза Мэй приостановила выдачу предполагаемого компьютерного хакера Гэри Маккиннона, я почувствовала радость за его семью, и благодарность, что объявленное изменение законодательства привнесет некоторый смысл в британско-американский закон об экстрадиции 2003 года. Однако ни для кого не прошло незамеченным, что всего десятью днями ранее двое других британских граждан — один из них, как и Маккиннон, страдающий синдромом Аспергера — были отправлены в Соединенные Штаты и помещены в одиночное заключение в тюрьме строгого режима. Не хочется думать, что Бабар Ахмад и Талха Ахсан были переданы в США только из-за недостаточности доказательств для суда над ними в Великобритании, но их экстрадиция вызвала лишь вздох облегчения у политиков, судей и СМИ. Невозможно не возопить о лицемерии.
Сидя в зале суда во время последних слушаний по делу Бабара Ахмада и Талхи Ахсана, я наблюдала за явно раздраженными и предвзято настроенными судьями. Их, похоже, возмущало, что Бабар Ахмад уже восемь лет борется против собственной высылки за океан. Тереза Мэй совершенно бесчеловечно обвинила самих подследственных в том, что они находятся в неволе, заявив, что они «использовали все имеющиеся возможности, чтобы срывать и задерживать процесс экстрадиции в течение многих лет». Между тем она прекрасно знала, что дело Маккиннона тянется уже 10 лет. Злоба, с которой сообщает об их выдаче Daily Mail – «Мусульманским фанатикам, которые будут депортированы, грозит тюремное заключение» — резко контрастирует с ее достойной всяческих похвал кампанией «в защиту оскорбленного британского правосудия» против экстрадиции Маккиннона.
Исламская комиссия по правам человека выразилась следующим образом: «Это решение посылает четкий сигнал мусульманской общине, что в этой стране есть два закона; закон для граждан Великобритании и отдельный закон для мусульман». Но Ахмад и Ахсан являются мусульманами и британскими гражданами. Нельзя противопоставлять гражданство религии. Это вполне сочетаемые понятия. Мы являемся гражданами, и всегда должны поступать как таковые. И мы мусульмане, и должны всегда соответствовать этому званию. Это возвращает меня к словам, сказанным в начале статьи.
Злоба уничтожает. Она разрушает разум. Она губит спор. Она ослабляет человека. Китайский философ Лао-Цзы, автор книги «Искусство войны», говорил, что «лучший боец никогда не злится». Что соответствует высказыванию Пророка: «Сильный тот, кто контролирует себя в гневе». Как бы ни возмущала нас вся наблюдаемая несправедливость и лицемерие, нельзя поддаваться гневу — в конечном счете он не приносит никакой пользы.
И тем не менее, я наблюдаю злобу постоянно. Она проявляется в уродливом словечке «кяфирский», в изобилии срывающемся с тех же самых уст, которые цитируют Коран. Нельзя позволять поглотить себя злобе. Мы должны направлять наш гнев в конструктивное русло.
Противоположностью ему является чувство жертвенности. Ни один человек, признающий себя созданием Всевышнего, не может быть жертвой, независимо от обстоятельств. Если мы признаем, что ни один лист не упадет с дерева, кроме как по Его воле, мы ни за что не можем считать себя жертвами. Мы всегда остаемся Его хранителями на этой земле, и должны выполнять свое божественное предназначение управителей этой землей. Мы должны с терпением и спокойствием выносить все, что постигает нас, не прибегая к роли жертв. Это непродуктивно, это ограничивает возможности и в конечном итоге ведет к поражению.
Отчаяние — это атрибут Иблиса, того, кто потерял всякую надежду. Это не качество мусульманина. Скорее, мы должны быть стойкими и постоянно надеяться на Его милость. Как сказал пророк Иаков, когда ему сообщили о смерти его сына Иосифа: «Отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие». (12:87)
И справедливость. Мы всегда должны стоять на страже справедливости; это прекрасно. Мы не можем не замечать добра многих из-за зла нескольких. Мы не можем прибегать к нарушениям из-за нарушений других. Верующий не может быть несправедливым. Всегда быть за справедливость – это требует огромных моральных сил.
Итак, как же нам следует реагировать? Простого ответа не существует, но я бы сказала следующее. Мы должны отказаться от всех форм ненависти, любых цветов и оттенков. Нужно выступать против разжигания ненависти другими. Пусть не мы разжигаем этот огонь, но если мы не поднимем голос, пожар охватит весь дом. Надо отвергать экстремизм ультраправых, христианских фундаменталистов, приемлющих насилие мусульман, и всех остальных. Все они скроены из той же ткани, и нуждаются друг в друге, чтобы выжить.
Нужно выступать. С плакатами, если необходимо, или пикетировать молча. Но мы должны демонстрировать нашу любовь к человечеству. Демонстрировать добро, красоту и сострадание. Проявления доброты и терпения завоевывают сердца. Мы должны быть конструктивными. Создавать союзы. Создавать учреждения. Воспитывать в сердцах мягкость, с помощью которой люди могут представить себе лучший мир. Нужно быть людьми творческими. Быть художниками. Сочинять музыку. Писать стихи. Рисовать картины будущего без ненависти. Рассказывать о себе тысячами разных способов. Мы должны быть бесстрашными. Быть смелыми. Не бояться потерпеть неудачу. Не бояться успеха. Нужно знать, что Бог властен над всякой вещью. Знать, что несправедливость вечно продолжаться не может. Это противоречит естественной природе вещей. Равновесие и праведность всегда победят. И прежде всего, нужно знать, что Бог есть Свет, который погасить невозможно.
Сара Джозеф, основатель и главный редактор журнала Emel. Английский вариант статьи опубликован на сайте emel.com