Закрыть

Обо всём

«Мы должны вернуть исламской умме имена ее великих женщин»

 

В беседе с Wordyou Амина Карла Багажати, которая в настоящее время руководит отделом по делам женщин в Исламской Общине Австрии,  рассказывает о своем пути к исламу, о семье и исламском воспитании, о  мусульманах Австрии и о великих женщинах уммы.

— Амина, Вы пришли в ислам задолго до того, как в Европе стали модными дискуссии о месте и роли ислама в европейском обществе. Почему Вы решили принять ислам?

В детстве я зачитывалась сказками из «Тысячи  и одной ночи». Это, конечно, не совсем теологическая книга. Тем не менее, она тоже содержит много информации о том, что такое восточный мир и его культурное пространство. Позже, в 80-е годы, в Европе развернулись дебаты, связанные с исламом — из-за знаменитой фетвы аятоллы Хомейни по поводу «Сатанинских стихов» Рушди. Вот представьте себе: я люблю литературу и я немка из Германии, где в 30-е годы нацисты на площадях сжигали книги. Свобода искусства и свобода слова для меня и тогда, и сегодня очень важны. С одной стороны, эта история меня неприятно задела — то, что писатель преследуется только лишь из-за его книги. В то же время мне было интересно узнать, отчего такой ажиотаж. Поэтому я пошла в книжный магазин, чтобы купить «Сатанинские стихи», но вышла оттуда с совершенно другой книгой – Кораном. Салмана Рушди я забыла довольно скоро, потому что Коран, хоть и в очень слабом немецком переводе, стал для меня книгой, которая перевернула мою жизнь.

— Вас потряс Коран как литературный текст?

Это было что-то, подобного чему я  раньше никогда не читала, что-то, что могло существовать только в единственном экземпляре. Меня потрясло все – и форма, и содержание Корана. В первую очередь, этот совершенно ясный монотеизм: Бог един, Он не рожден и не рождает. Но Он настолько велик, что может дать сына женщине, которая еще не познала мужчину. То есть история Марьям. Или история Адама и Евы в суре «Баккара». В Коране она рассказана по другому, чем в христианской традиции, а именно: оба, и Адам, и Ева одинаково несут вину за грехопадение. Не Ева одна является виновной, и таким образом не женщина распространила вину на земле, со всеми соответствующими последствиями для имиджа всех женщин на свете. Грехи не наследуются, а напротив, по принципу фитры, любой человек по рождению обладает способностью различать путь истины. Когда я дочитала Коран до конца, для меня стало очевидным, что Пророк Мухаммад (мир ему) никак не мог написать все это сам, от себя, и что он на самом деле является Посланником Аллаха.

— А как отреагировали ваши родные на это? Ведь Ваши родители — верующие христиане, для которых церковные  традиции до сих пор очень важны?

Это было непросто, в том числе и потому, что я была слишком юной, чтобы суметь поставить себя на место моих родителей и понять, что они чувствуют. Сейчас я сама мать четверых детей и я знаю, каково бы мне пришлось, если бы один из детей заявил: «Я пришел к выводу, что мне нужна другая религия». Особенно моя мама сильно переживала за меня. Ее представления об исламе были связаны с  сюжетами о плачевной ситуации женщин в исламе из новостей или литературы. В те годы очень популярным был роман «Только не без моей дочери» Бетти Махмуди, и она уже представляла, что ее дочь окажется скоро запертой каким-нибудь злым мужчиной, женатым  вдобавок еще и на паре других женщин. Но в тот момент, когда мои родители поняли, что мне никто мозги не промыл, что я все такая же, какой они меня знают, отношение стало меняться. Особенно после того, как я вышла замуж и появились дети. Моя мама увидела, что то, что она вложила в меня когда-то, я передаю дальше своим детям. Я думаю, для нее было очень важно видеть, что я не «предала» ее, что определенные семейные традиции, такие, как чтение детям на ночь или организация праздников сохраняются и в моей семье. Даже если мы теперь отмечаем другие праздники, она видит, что делаем мы это с не меньшей радостью и размахом, чем она когда-то для меня их организовывала.

Право на ношение хиджаба защищено законом

— Дискуссии о роли и месте ислама в европейском пространстве не утихают вот уже много лет подряд. Как изменился характер этих обсуждений с того времени, когда в  Европе об исламе говорили лишь в контесте «Сатанинских стихов»?

Я не совсем пессимистично смотрю на эти дискуссии. Потому что в течении многих лет, я думаю, люди так или иначе вынуждены были соприкасаться с исламом и узнавать его. К счастью, не все средства массовой информации в Европе пишут поверхностно об исламе или удовлетворяют устарелые клише. У меня много опыта общения с журналистами, которые из определенно честных побуждений пытаются осветить темы, которые часто превратно интерпретируются. Существует много исследований, которые показывают, что если к, примеру, австрийцев спрашивают, согласны ли они с тем, что мусульмане являются террористами, то подавляющее большинство отвечают отрицательно. То есть этот важный месседж доходит до сознания людей: даже если много ужасных вещей было совершено, в том числе и прикрываясь именем ислама, это не значит, что мусульмане склонны к агрессии или агрессию поддерживают. Наоборот, жестокость противоречит основным принципам ислама. Кроме того, я замечаю, что и в другом важном вопросе, который часто тематизируется в европейском обществе – в вопросе о правах женщин в исламе, — произошли большие изменения. В Австрии было очень много дискуссий, например, вокруг женских платков. И тут важно отметить, что качество этих дискуссий на порядок выше, чем даже 10 лет назад.

— Значит ли это, что ношение хиджаба не создает проблем австрийским мусульманкам на работе или в учебе?

Конечно, определенные проблемы существуют, и, наверное, долго еще будут существовать. Но даже если все еще бывает случаи, когда той или иной женщине, к примеру, не удается устроиться на работу из-за головного убора, по крайней мере, это популярное раньше клише «Она носит платок, значит, она глупая, угнетенная, несамостоятельная» — оно уже больше не действует. Потому что в наше время уже слишком много молодых умных и успешных женщин-мусульманок, самоуверенных, одетых скромно, но со вкусом, которые носят платок и просто одним своим поведением, всем своим видом показывают: «Мы сильные, мы знаем, чего мы хотим, отдайте нам наше место в обществе». Я всегда считала важным право женщины на самоопределение, никто не должен принуждать ее к этому выбору. И мне всегда было важным сказать при этом, что только потому, что я сама ношу платок, это еще не значит, что другая мусульманка, та, которая его не носит, чем-то хуже меня. Я подчеркиваю это всегда и в нашей, внутриисламской среде: носим мы платки или нет, у нас много других проблем поважнее, давайте не позволять втягивать нас в это поверхностное отношение к самим себе. Ношение платков на работе или учебе — это право мусульманок, независимо от того, живут ли они в Австрии, в Германии или в России. И никто не может им этого запретить Пользуются они им или нет, это решает каждая женщина для себя сама.    Чем меньше в обществе создается давление в таких вопросах, тем больше шансов, что мы сами, мусульмане, станем критичнее к сами себе относиться. Потому что не будет необходимости все время защищаться от внешних нападок на наш образ жизни. И тем более, все время оправдываться.

— В России в настоящее время идет активное обсуждение как раз ношения мусульманских хиджабов в школах, которое началось с того, что директор одной из школ запретила девочкам-мусульманкам посещать занятия в головном уборе. Такое часто встречается в Австрии?

— Такого вообще не случается в Австрии, потому что здесь еще 100 лет назад был принят закон об исламе, признающий его одной из официальных религий страны. И право на ношение хиджаба как школьницами, так и их учительницами, защищается законом. Вместе с тем, возможны, конечно, определенные проблемы при поиске работы. Когда работадатель,не желая брать на работу женщину в хиджабе, прибегает, например, к завуалированному отказу, мол, извините, но на это место мы уже взяли другого претендента. Еще с 2004 года в Австрии существует специальный закон, который потенциальным работадателям запрещает из-за платков отказывать женщинам в работе. И на основании этого закона несколько мусульманок, которые сталкнулись с подобной дискриминацией, обратились в суд и выиграли его.

Мудрость и терпение  сильнее провокаций

— Вы упомянули  критику и самокритичность. Мусульман часто обвиняют в том, что они не способны воспринимать критику в свой адрес, что они готовы из-за пары глупых рисунков или дурновкусного фильма нападать на невинных людей и даже убивать. Как Вы реагируете на такие утверждения, ведь Вам не редко, наверное, приходится с ними сталкиваться?

Последнее такого рода событие меня  очень сильно потрясло и даже разозлило. Потому что это была хорошо скалькулированная, от начала до конца запланированная провокация. Она была задумана для того, чтобы где-нибудь на этой земле нашлись мусульмане, которые именно так преувеличенно отреагируют. И чтобы из миллиарда мусульман именно эту ничтожно маленькую группу людей снять на камеры и, показав эти картинки на весь мир, в очередной раз показать: они агрессивны, они не способны переносить критику, они отстают от нашего времени. К сожалению, именно так и произошло.

"Когда мои родители поняли, что мне никто мозги не промыл, что я все такая же, какой они меня знают, отношение стало меняться. Особенно после того, как я вышла замуж и появились дети. Моя мама увидела, что то, что она вложила в меня когда-то, я передаю дальше своим детям"

У нас в Австрии несколько лет назад была несколько схожая ситуация, когда здесь тоже была предпринята попытка подобной провокации, которую, к счастью, нам удалось разоблачить и приостановить. Некая женщина-политик в своей предвыборной агитации распространяла о Пророке Мухаммеде (мир ему) ужасные вещи.  Даже по ее и ее соратников поведению видно было, как они страстно желали, чтобы кто-нибудь из мусульман  сделал хоть какой-нибудь грубый телефонный звонок, хотя бы выходку какую-нибудь устроил. К счастью, у нас, австрийских мусульман, очень сильно разветвленная и постоянно контактирующая между собой сеть. У нас также налаженные контакты с журналистами. В тот же день мы выступили по радио и по телефидению с обращением к мусульман. Да, мы задеты, сказали мы, да, нас оскорбили, но мы знаем, что это такая грязная игра и мы не поддадимся на нее. Пару часов спустя  в СМИ появились уже заявления политиков, которые солидаризировались с мусульманами. И это подействовало. Мусульманская община очень сдержанно и мудро повела себя.

"Австрийские феминистки, в вопросах хиджаба намного проще. Они говорят, да, я бы не стала носить платок, но если ты его хочешь носить, то я тебя поддержу в твоем праве на его ношение. И у нас много точек соприкосновения, где наши мнения совпадают"

Помню, как на следующий день была пресс-конференция партии, которая эту провокацию задумала. Один из ее представителей сидел на трибуне и все посматривал на свой мобильник. В какой-то момент он аж привскочил от радости: «Вот оно! Вот! Мне угрожают мусульмане, я получил смс с угрозами!». Это была настолько очевидная и жалкая игра, что все присутствующие, и журналисты, и общественные активисты,  долго смеялись. Поэтому я хочу сказать: это возможно – сплотиться и не дать себя спровоцировать. Да, Австрия маленькая страна, а то, что недавно произошло вокруг американского фильма — оно глобальнее. Но ведь и то, что тогда пытались сделать в Австрии, могло вылиться в глобальную историю с катастрофическими последствиями, если бы у мусульман не хватило терпения и мудрости.

— Самые громкоголосые противники ислама в Европе обычно ссылаются на «угнетенное» положение женщины в исламе.

За этим стоит банальное лицемерие и бесстыдство. Потому что как раз именно это политическое и идеологическое движение совершенно не уважает права женщин и не считает их важными. Если прислушаться к тому, какие представления о месте женщины в обществе и семье культивируются в этих кругах, то иначе, как древними, их не назовешь. Женщина в их понимании должна сидеть дома, с детьми, и выходить разве что для похода в церковь. И поэтому для меня это настолько очевидное лицемерие, когда именно в этом праворадикальном партийном спектре начинают делать вид,  будто они арендовали права женщин. Никакой эмансипированной женской политики от них не исходит, но исходит посыл для собственных женщин, который заключается в том, чтобы указать на «бедных жертв- мусульманок», пытаясь на этом фоне выглядеть убедительнее.

— Насколько мне известно, как раз с наиболее эмансипированной частью европейских женщин, с феминистками, у австрийских мусульманок очень хорошие контакты?

Да, мы время от времени проводим разные совместные акции с феминистками, демонстрации, например. Очень красивой и яркой получилась также наша совместная акция на Венском Кольце, когда женщины в одну из суббот разбили на Кольце палаточный лагерь, чтобы привлечь внимание к правам женщин не только в Австрии, не только в мусульманском мире, но и везде на нашей земле. И мы, мусульманки, были на этой акции очень сильно представлены. И я очень ценю то, что между мусульманками и феминистками в этой стране не существуют каких-то страхов соприкосновения. Потому что в соседних странах, в той же Германии или Италии, феминисткие организации часто подвержены этому клише про несчастных мусульманок, которых нужно освободить и спасти, и мы, мол, знаем, как это сделать. То есть они руководствуются все теми же колонистическими нотами.  Наши же, австрийские феминистки, в этих вопросах намного проще. Они говорят, да, я бы не стала носить платок, но если ты его хочешь носить, то я тебя поддержу в твоем праве на его ношение. И у нас много точек соприкосновения, где наши мнения совпадают.

— Например?

Например, равные шансы на работу и заработок. Чтобы женщина, которая работает и выполняет ту же работу, что и мужчина, также и оплату получала наравне с мужчиной. В Австрии этого все еще нет, женщины находятся в значительно более невыгодном положении, чем мужчины и в том, что касается шансов на карьерный рост, и в том, что касается финансового вознаграждения за выполненную работу. В наши дни женщины в Австрии получают за тот же объем работы, что и мужчины, на 30 процентов меньше зарплаты.

Или взять доступ женщин на позиции, которые являются определяющими общественное мнение. Давайте посмотрим, сколько женщин сидят в парламенте, сколько женщин находятся на так называмых «этажах шефов» в больших концернах, или в руководстве массмедиа. И это тоже области, где мусульманские женщины вполне могут и должны иметь свое мнение и влияние, области, в которых мы замечаем схожесть позиций с феминистками, хотя мы и имеем с ними разные взгляды на то, что касается стратегии, если, к примеру, заявляют что-то вроде «woman only».

Среди нас  мусульмане, чья жизнь вдохновительный источник

— Тысячи европейцев из разных стран ежегодно принимают ислам. Кто все эти люди? Это женщины в поисках мужей, как считают некоторые скептики? Это разочарованные буддисты? Это альтернативная часть общества? Или все-таки можно считать этот процесс одним из положительных результатов пусть и не всегда приятных для ислама и мусульман дебатов, о которых Вы упомянули?

Вы знаете, на самом деле встречаются, конечно, и те, кто подпадает под эти забавные шаблоны, которые Вы приводите. Но я думаю, ответ на этот вопрос все же намного проще. Подобно тому, как ислам в начале своего распространения находил все новых приверженцев из-за прекрасных и убедительных примеров практикующих мусульман, которые показывали, что они живут полноценной и гармоничной жизнью, потому что религия давала им  и покой и гармонию, так и сегодня я вижу, что именно примеры мусульман, которые несмотря на все тяжести и инсинуации, которыми сопровождается их жизнь на Западе, тем не менее, следуют своей религии и обогащают жизнь общества, в котором живут, является ответом на то, почему так много людей обращаются к исламу и сегодня. Ответ на Ваш вопрос прост: среди нас есть мусульмане, которые живут впечатляющей и яркой жизнью, являясь вдохновительным источником для других.

— Австрийские мусульманки. Кто они? Какие они?

Они также мало поддаются под определенный стереотип, как  мало поддаются под него любые другие женщины. Они разные, но объединяющим началом, конечно, является религия. Если женщины практикуют ислам, то на уровне сестринства они очень легко находят и узнают друг друга, опять же во всем своем разнообразии. И это то, что меня до сих пор снова и снова восхищает: когда ты встречаешь какую-нибудь женщину, с которой ты и не знакома вовсе, ты сразу чувствуешь, что у нее есть вера и свой жизненный путь, похожий на твой, и ты говоришь эту волшебную формулу «Ассаламу Алейкум» и сразу понимаешь, что вы на одной волне. Потом, конечно, может выясниться, что вы в очень многих вещах разные. Может быть, она выбирает партию, за которую ты не голосуешь или еще что-то. Или у нее может быть другие вкусы в одежде или в литературе. И это тоже абсолютно нормально. То есть, среди нас существует невероятное множество жизненных моделей.

-Амина, наверняка у Вас есть любимые или особенно близкие Вам женщины среди тех, кто определяли женское лицо уммы.  Кого  из известных мусульманок Вы считаете наиболее яркой представительницей уммы?

В первую очередь, это, конечно, матери правоверных. Среди них были очень разные и очень выдающиеся личности. Выделить одну из них очень трудно, потому что именно своей различностью друг от друга они и олицетворяют для меня и различность жизненных ситуаций мусульманских женщин. Я скажу так: каждый, кто хочет нам что-то сказать о том, что место мусульманок дома, у печи с кастрюлями, пусть сначала посмотрит на матерей правоверных, на Хадижу, которая так поддерживала своего мужа, Пророка Мухаммада (мир ему), в самые трудные для него времена. Особенно немусульманам я охотно  рассказываю о том, что она, во-первых, была намного старше него, что, во-вторых, это она сделала ему предложение,  а не наоборот, и что, в третьих, она была его боссом, выражаясь по современному.

— Может быть, в этом напоминании мусульмане нуждаются не меньше, чем  немусульмане…

— Да, к сожалению,  наши братья и сестры довольно часто забывают об этом. Или делают вид, что не помнят… Я хочу особенно подчеркнуть роль Умм Саламы в судьбе Мухаммада. Она была очень умной женщиной, писала замечательные стихи. Вспомним эпизод про мирный договор в Худайбийи, когда Пророк (мир ему) вместе с подвижниками направился в Мекку, чтобы совершить хадж. Но мекканцы не захотели пустить его в город. Это была очень критическая ситуация. С одной стороны мусульмане во главе с Пророком (мир ему), желающие совершить хадж. С другой стороны мекканцы, которые любой ценой хотели сохранить лицо и настоять на своем. И тут Умм Салама посоветовала Пророку (мир ему) действовать хитростью, то есть, как мы сегодня сказали бы, политически — договорившись с  мекканцами. И Мухаммад, мир ему, последовал этому совету. С мекканцами было заключено перемирие, которое оказалось в итоге величайшей победой, потому что за следующие два года ислам приняло больше людей, чем за все предыдущие годы пророчества. И это стало следствием именно политического совета, данного женщиной!

В истории уммы подобных историй немало. Ведь мы знаем также и о том, что многие величайшие ученые ислама в своих биографиях упоминают об учительницах, у которых они набирались знаний. Но мы ничего не знаем об этих женщинах, где –то в истории теряются их следы. И это очень печально. Может быть , нам всем следует задаться вопросом: «Мы же знаем, что они были. Так где они? Где знания и рассказы о них?» Мы обязательно должны их найти и вернуть исламской умме их имена.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях