Набиль Анани: живая память о Палестине
Набиль Анани — один из самых видных палестинских художников на сегодняшний день. Выпускник Александрийского университета прикладных исскуств, после учебы Набиль вернулся из Египта в родную Палестину.
Первая выставка Анани состоялась в Иерусалиме в 1972 году. Он является автором множества книг по искусству, а также одним из основателей группы художников „Новый взгляд» и Иерусалимского Арт-центра «Васити». Оставив преподавание и выйдя на пенсию в 2003 году, Набиль посвятил все свое время искусству, сыграв ключевую роль в создании первой Международной Академии изящных искусств в Палестине. С первой же выставки Анани путешествует по всему миру, от Нью-Йорка до Токио.
Создавая картины, керамику и скульптуры, художник работает с множеством материалов. Он положил начало использованию кожи, дерева и меди, утверждая, что они демонстрируют силу земли. Большая часть текущих работ Амини изображает палестинских пейзаж, особенно оливковые рощи, которые тянутся на холмах Западного берега, как символ того, что корни палестинцев крепко привязаны к их земле. Как и многие художники с оккупированных земель, Набиль стремится, как он говорит, «изобразить право народа на существование и на свое собственное независимое государство «.
В своих последних работах художник использует акрил и специальную восковую технику, которая позволяет показать различные слои цвета. Его пристрастие к экспериментам очевидно.
«Раньше я использовал в качестве холста козью кожу, а вместе с другими материалами пользовался также хной и красителями», — рассказывает он. Его последние произведения посвящены теме оливковых деревьев, ведь именно оливковое дерево является одним из главных символов этого стойкого народа.
«Некоторые из деревьев были посажены еще во времена Римской империи», — говорит он. Кроме того, оливковое дерево является одним из основных источников дохода палестинцев, а также жизненно важным компонентом для повседневного потребления. Набиль подчеркивает важность дерева в своем творчестве. «Они являются объектом жестоких нападений со стороны израильтян, считающих, что выжигание и выкорчевывание оливковых деревьев равносильно изгнанию палестинцев с их земель. Присутствие оливковых деревьев в нашем пейзаже отражает нашу сущность, как палестинцев», — уверен художник.
Анани утверждает, что исламское влияние и его акцент на важность человеческой жизни и справедливости, крайне важны. Кроме того, он отмечает, что его любовь к исламскому исскуству и стилю оказало прямое воздействие и на его творчество. Неукротимая вера, что в один прекрасный день палестинцы избавятся от оккупации и будут иметь свое собственное независимое государство, — главная муза этого автора. Это та страсть, которая заставляет его создавать свои картины. Это та движущая сила, воссоздающая борьбу и послания палестинского народа в видимой художественной форме. Используя настроение и несколько эскизов, Анани заставляет свои работы говорить. Его искусство является напоминанием о том, что, независимо от видения или способа художественного выражения, живая память о Палестине и палестинцах — вечны.
Эти послания о сущности палестинцев, их разочарованиях и надеждах говорят о Палестине и об этом конфликте гораздо больше, чем любые цифры или слова. Ведь даже они никогда не предоставляются мировому сообществу в честной форме.
Слиман Мансур: свою самую любимую картину «Свободный Иерусалим» я еще не написал
Сулейман (более известный под именем Слиман) Мансур родился в Бирзейте в 1947 году. Он являлся главным культурным лидером Палестины на протяжении 40 лет. Мансур сыграл большую роль в создании палестинского движения искусства на незаконно оккупированных территориях. Возглавив Союз художников во время первой интифады, он стал одним из основателей и директором Арт-центра «Васити» в Иерусалиме.
Автор многих картин, Слиман также стал членом художественной группы „Новый взгляд», выступающей за использование в искусстве местных материалов. Его работы сыграли огромную роль в палестинском обществе, отражая самобытность этого народа и давая надежду и вдохновение через изобразительное искусство. Произведения этого художника не только содействуют творчеству и самовыражению, они также предлагают использовать гуманные и ненасильственные способы сопротивления оккупации и демонстрирует чувство гордости за культурное наследие и традиции родной страны.
Мансур использует свое искусство, чтобы вынести живые истории конфликта за пределы настоящего. Он пережил несколько вех истории, прошел через многочисленные испытания. Возможно, именно эта адаптируемость позволила ему эффективно отразить историю своего народа, выразить его надежды и страхи также прекрасно, как и силу его культуры.
Работы Слимана — это «мечты о том, какой бы стала жизнь без оккупации». Он рассказывает о долгих годах этого жестокого режима, в котором успели родиться уже несколько поколений людей. Для них израильский режим стал привычной формой жизни. Одна из целей Мансура — изобразить его абсурдность и жестокость. Он надеется укрепить связь палестинцев со своей землей, оживляя их через свои произведения.
Как палестинский христианин, Слиман утверждает, что Ислам является не только его культурой, но и его сущностью. Это проявляется в его поиске справедливости, равенства и свободы. В своих работах художник часто использует исламский орнамент, арабскую каллиграфию и Коранические аяты.
В начале первой интифады в 1987 году, Мансур начал работать с грязью и землей, чувствуя, что эти материалы близки его сердцу. Многие работы из его коллекции также сделаны карандашом и углем. Его исскуство сосредоточено на мире, в котором мы живем, поэтому он каждый день читает все, начиная от новостей до исторических и литературных книг. Основная задача этого художника преобразовать идеи в видимые художественные формы. «Для меня это самый трудный этап, концепция идеи, она включает в себя несколько эскизов и экспериментов, как в цвете, так и в форме».
Для палестинцев искусство является важным инструментом, помогающим поддерживать возрождение палестинской идентичности, говорит Слиман. Оно создает символы сопротивления оккупации, передает палестинское наследие через образы земли, людей и обычаев. В последние годы на оккупированных землях появилось гораздо больше художников, изучающих различные концепции и их влияние на повседневную жизнь. Искусство стало средством постижения и выражения гнева, контактирующим со всеми, кто к нему прикасается.
Как большинство художников, Мансур говорит, что его работы подобны его детям и он не может выбрать из них наиболее любимую. Однако, подумав еще немного, он признается, что еще не нарисовал свою любимое произведение — картину «Свободный Иерусалим».
Английский вариант статьи опубликован на сайте emel.com