Закрыть

Колонки

Все как у взрослых: результат известен заранее, явка провалена

 

Объявив о формировании этого органа, его создатели сразу же, не утруждая себя серьезным обсуждением с возможными партнерами, присвоили ему широчайшие полномочия, соответствующие статусу руководящей структуры политической партии или коалиции:

— определять политическую линию,

— вести переговоры,

— принимать решение о том, кто из оппозиционеров и  где будет баллотироваться, и даже снимать кандидатов.

Кто пошел другим путем?

Не удивительно, что второй Форум левых сил, собравшийся в Москве вскоре после того, как  началась подготовка к этим  выборам, отмежевался от неё и подавляющим большинством проголосовал за отказ от участия в них. Левые не захотели вступать в единую организацию с националистами и правыми либералами, подчиняться её дисциплине и руководству. О чем честно и открыто заявили сразу.

Как и следовало ожидать, решение большинства поддержали не все. Сергей Удальцов демонстративно проигнорировал позицию большинства Форума, который не поддержал его призывов. За Удальцовым пошла часть преданных ему лично активистов Левого Фронта и ещё несколько небольших групп, хотя и там не было единодушия.

Если, например, московские лидеры Российского социалистического движения побежали выдвигать свои кандидатуры в КС, то калужские рабочие, состоящие в той же организации, заняли прямо противоположную позицию. Вообще показательно, что выборы в КС не поддержал ни один свободный профсоюз, ни один из рабочих лидеров (хотя в акциях протеста зимой и весной они участвовали).

Для организаторов выборов позиция Форума левых сил оказалась первым, но не последним неприятным сюрпризом. Никто особенно не скрывал, что смысл происходящего именно в том, чтобы самоназначенным «лидерам протеста» с Болотной площади придать хоть какую-то легитимность.

Для этого было необходимо, во-первых, чтобы в выборах участвовали все — левые, правые, националисты, либералы, анархисты и державники. После чего победители могли бы претендовать на то, что говорят от имени всего общества. Во-вторых, нужно было привлечь к голосованию как можно больше людей. Организаторы говорили, что ожидают около трехсот тысяч участников, что действительно могло бы выглядеть как некое подобие народного мандата. Но сделать всё это надо было так, чтобы не потерять контроль над ситуацией и гарантировать правильный состав КС. Из-за этого организаторы вынуждены были прибегать к многочисленным уловкам и манипуляциям, снимая кандидатов и фильтруя списки избирателей.

В то время, как левые,  несмотря на все уговоры, в большинстве своем от этой затеи уклонились, разного рода ультраправые и пронацистские группы, напротив, радостно принялись играть в выборы. Им тоже нужна была легитимность, а мероприятие, затеянное либералами, превращало их во вполне «нормальных» политиков, сидящих за одним столом с людьми, считающимися признанными демократами.

При строительстве пирамид всегда возникают проблемы с конкурентами

Однако главную проблему создали сторонники создателя МММ Сергея Мавроди, которые попытались сформировать свой список и массово записались в число избирателей. После этого «чистка» списков превратилась в главную заботу организаторов.

Даже на самом последнем этапе, уже в процессе голосования они продолжали отсекать избирателей, заподозренных в связи с Мавроди. По собственным признаниям Леонида руководившего проведением выборов, не менее десяти тысяч человек удалось уличить и устранить от волеизъявления в последний момент. Никаких гарантий того, что все исключенные избиратели были активистами МММ, кстати, нет, процедура и критерии по которым принимались решения, так и остались непостижимыми для стороннего наблюдателя. Но зато точно известно, что сторонников Мавроди отсекли далеко не всех. В конечном счете, они-таки, смогли провести своих кандидатов по квоте, предназначенной для «левых сил».

Даже лев Удальцов  оказался не прав…

В итоге главными проигравшими во всей этой истории оказались именно те левые, которые в ней участвовали. На протяжении двух месяцев они с постоянством хорошо обученных попугаев, повторяли, что выборы в КС являются единственной возможностью говорить с народом, разъяснять ему свою программу.

Но мало того, что большая часть народа Координационным Советом не заинтересовалась (а изрядная часть граждан России даже и не знает, что это такое). Даже среди избирателей, принявших участие в голосовании, агитация этих кандидатов, судя по результатам, не имела ни малейшего эффекта.

«Левые» кандидаты даже собственную квоту использовать не смогли — относительно раскрученные в либеральной среде кандидаты вроде троцкиста Ильи Будрайтскиса, художников Арсения Жиляева или Андрея Лоскутова, оказывались «на дне», уступая место никому не известным личностям.

Даже Сергей Удальцов со всей его славой и популярностью получил в «общегражданской курии» лишь унизительную 20-ю позицию.

В общем, получилось как в известном анекдоте про неудачника, который на конкурсе неудачников занял второе место. Потому что неудачник.

Забавно, что сам же Удальцов призывал своих сторонников не отдавать все голоса левым, а распределить их «равномерно». Возможно, люди к нему прислушались — и провалили возглавляемый им список, в точном соответствии с его же собственными рекомендациями!

Мы все учились колебаться

Леонида Развозжаева выручили сотрудники спецслужб — скандал с его похищением на Украине случился аккурат во время выборов и жалостливые отечественные интеллигенты выразили сочувствие к арестанту, отдав ему свои голоса. Более или менее хорошо прошел лишь анархист Алексей Гаскаров, который не скрывал своих колебаний относительно участия в КС. Буквально накануне выборов анархистское сообщество присоединилось к Форуму левых сил, опубликовав собственный документ в поддержку объявленного левыми бойкота.

Самую забавную позицию занял депутат Илья Пономарев. Сначала он обвинил противников выборов в КС, что они являются агентами Кремля, потом снял свою кандидатуру, повторив все тезисы собственных оппонентов, а напоследок призвал всех активно участвовать в голосовании, которое сам же характеризовал как не соответствующее стандартам честных выборов.

Впрочем, и сам Пономарев и также снявший свою кандидатуру журналист Олег Лурье из списков кандидатов вычеркнуты не были, что ещё больше запутывало дело.

Список Лурье

Число проголосовавших граждан в итоге составило около 70 тысяч, что катастрофически мало не только по сравнению с обещанными тремястами тысячами, но даже и по отношению к 190 тысячам людей, первоначально на выборы зарегистрировавшихся.

За несколько дней до выборов Олег Лурье предупредил, что состав Координационного совета на неформальном уровне давно уже был согласован и выборы нужны лишь для того, чтобы официально его утвердить. Объявленный Леонидом Волковым результат совпал со «списком Лурье» на 43 из 45 мест. Значит ли это, что организаторы выборов подтасовали итоги или просто хорошо составили и скорректировали правила, но так или иначе, либеральная элита оппозиции получила именно то, к чему стремилась. Другой вопрос, стоит ли ей по этому поводу радоваться. Создав видимость формальной легитимности, деятели Болотной площади  на практике скорее подорвали доверие к себе, чем укрепили его.

Борьба за свои  права – вот основа демократии

Что же касается левого лагеря, то произошедшее в нем размежевание вполне естественно и закономерно — одна часть активистов и групп ориентируется на участие в социальной борьбе и организацию низов, другая — на то, чтобы через дружбу с либералами получить шанс публиковаться или благосклонно упоминаться в их изданиях. Шанс, как показали выборы, эфемерный.

А между тем в стране происходят другие — гораздо более важные события. Пока лидеры оппозиции были заняты избранием самих себя в Координационный совет, во многих регионах России начались забастовки и акции протеста. Этот протест был, прежде всего, социальным и его участники не выдвигали политических лозунгов. Они лишь защищали собственные права.

Но именно это — готовность масс отстаивать собственные права — и есть единственно возможная основа демократии.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях