Непосредственным поводом для резкой вспышки насилия стал террористический акт, который произошел 19 октября в Бейруте. В результате взрыва погиб начальник Бюро разведки внутренних сил безопасности Ливана бригадный генерал аль-Хасан, который был одним из влиятельных членов политического клана Харири.
Смерть шла за ним по пятам
Последние месяцы генерал Висам аль-Хасан, уже зная, что за ним идет охота, передвигался по городу, следуя определенным жестким правилам: соответствующая охрана, не бросающиеся в глаза автомобили, большая скорость передвижения, а сирены использовались только в случае крайней необходимости. Генерал подозревал всех и ожидал самого худшего, поэтому он заранее отправил жену и детей в Париж, где укрылся еще год назад его политический покровитель, бывший премьер-министр Саад Харири. Висам аль-Хасан часто менял место жительства и телефоны, назначал встречи в самый последний момент и соблюдал другие чрезвычайные меры безопасности.
Но все это не помогло: в полдень пятницы генерал подорвался на 30 кг взрывчатки. Вместе с ним погибли еще семь человек, были ранены более 80 прохожих.
Висам аль-Хасан, который через Саада Харири был тесно связан с саудовскими спецслужбами, не скрывал своего резко негативного отношения к режиму Башара Асада. Именно его обвиняли в аресте в августе нынешнего года ливанского генерала Мишеля Самахи, который проводил просирийскую линию в Ливане. Некоторые аналитики считают, что убийство Висама аль-Хасана стало предупреждением всем влиятельным противникам Дамаска в Ливане.
Уйти нельзя остаться
Неудивительно поэтому, что похороны генерала аль-Хасана переросли в массовые беспорядки и столкновения демонстрантов — сторонников движения «Аль-Мустакбаль» бывшего премьер-министра Ливана Саада Харири с полицейскими. Участники акции вышли в воскресенье вечером на Площадь Мучеников и двинулись в центр Бейрута по направлению к зданию правительства. Манифестанты выкрикивали обвинения в убийстве аль-Хасана в адрес ливанского премьера Микати и Президента Сирии Башара Асада. В руках у них было много плакатов с требованиями отставки премьера Наджиба Микати, который, кстати, как и Харири, является суннитом.
Несмотря на предпринятые правительством меры предосторожности, протестующим удалось прорвать барьер безопасности и начать штурм правительственного здания. Полицейские в ответ открыли огонь в воздух и применили слезоточивый газ. По некоторым данным, даже слышны звуки стрельбы из тяжелых орудий. В этом районе, на границе между шиитскими и суннитскими кварталами Бейрута, по-прежнему много людей с оружием в руках.
Премьер Микати подал в отставку, но президент Ливана Мишель Сулейман попросил его остаться на своем посту.
Борьба за власть или жажда справедливости?
Если в христианской части ливанской столицы царит относительное спокойствие, то в преимущественно мусульманских районах сторонники оппозиции все еще пытаются перегораживать дороги горящими покрышками. Неспокойно в Тарик-эль-Джедида и рядом со стадионом имени президента Камиля Шамуна. Войска блокировали все подъезды к этим районам. Однако напряженность на юго-западной окраине города сохраняется.
Одновременно продолжает обостряться ситуация в северной столице Ливана — Триполи, в 90 км от Бейрута, где исламские радикалы из числа союзников оппозиционного движения «Аль-Мустакбаль» спровоцировали вооруженные стычки с активистами просирийских партий и движений. Введенные в город армейские части пытаются пресечь возобновившиеся столкновения на линии соприкосновения суннитских и алавитских кварталов.
Верховный муфтий Ливанской Республики Каббани выступил сегодня с заявлением, в котором осудил попытку захвата правительственного дворца Серай в центре Бейрута, предпринятую толпой сторонников оппозиции. «Такие насильственные уличные акции неприемлемы. Судьбу правительства может решить только парламент, через вынесение вотума недоверия», — заявил он. В свою очередь, помощник премьер-министра Жмайель назвал события на площади Риада Сольха свидетельством того, что вожди оппозиции хотят вернуть себе власть любым путем, не думая о последствиях своих шагов. «Их не интересуют результаты расследования убийства генерала аль-Хасана или помощь пострадавшим жителям христианского квартала Ашрафия. Они стремятся к одному: свергнуть кабинет Микати, чтобы занять его место в правительственном дворце», — указал Жмайель.
Глава фракции движения «Аль-Мустакбаль» Фуад ас-Синьора призвал активистов в центре Бейрута прекратить насильственные акции. Однако при этом он подчеркнул, что оппозиция не снимает требования об уходе в отставку кабинета Микати, нахождение которого у власти, по его словам, «не отвечает национальным интересам». Ас-Синьора и лидеры фракций, входящих в прозападную «Коалицию 14 марта», потребовали сформировать «нейтральное правительство».
Партии, поддерживающие правительство, осудили «подстрекательские заявления» вождей оппозиции, которые, по их мнению, пытаются использовать недавний теракт и убийство шефа спецслужбы для «разжигания внутреннего кризиса и дестабилизации обстановки в стране.»
В Ливане традиционно сильно влияние Дамаска на внутреннюю политику, а влиятельная шиитская группировка «Хизбаллах» и ее союзники, которые в данный момент входят в коалиционное правительство, являются сторонниками президента Сирии Башара Асада.
Ближний Восток на грани хаоса
Как ранее и предсказывалось, переход политической конфронтации в Сирии в фазу гражданской войны должен был привести и уже привел к резкому ухудшению ситуации во всем ближневосточном регионе. Обострилась ситуация на сирийско-турецкой границе, идет аккумуляция военных сил на сирийско-иорданской границе, возрастает градус напряженности на границе между Сирией и Ираком. Нынешние события в Ливане могут спровоцировать спонтанное возобновление гражданской войны в этой стране.
Ближний Восток медленно вползает в неуправляемый хаос с совершенно непредсказуемыми последствиями для всего мира.
Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир».