Закрыть

Праздники и приметы

Они будут ходить в школу даже под пулеметным огнем

 

С 2007 по 2011 год в долине, по данным местной администрации, было разрушено более 400 школ, причем многие из них были школами для девочек.

Аналитики считают, что акцент на образовательные учреждения был сделан не случайно: государственные школы воспринимались как проявление власти государства, но при этом  охранялись не так хорошо, как  полицейские участки и другие правительственные здания. Талибы также объявили, что государственные и частные школы в этом районе дают  мальчикам и девочкам «западное и неисламское» образование, против чего они особенно возражали.

Нападение на  14-летнюю школьницу Малалу Юсафзай, выступавшую за право девочек на  образование, стало  суровым напоминанием об этой непрекращающейся борьбе.

Малала  училась в средней школе для девочек Хушхаль, открытой в ее  родном городе Мингоре в 1994 году. Сейчас ее посещают  180 учениц, начиная от пятого класса и выше. В школе есть и отделение для мальчиков.

«Она очень хорошая  ученица, и очень хорошо воспитана. В ней нет даже  намека на гордость, несмотря на всю ее известность, — рассказывает о Малале преподаватель общественных наук Тарик Ахмед. —  Она очень доброжелательна со всеми своими одноклассниками. Никогда не требовала и не получала особого отношения к себе».

Ахмед говорит, что все ученицы школы были потрясены известием о нападении на нее, потому что они никогда не думали, что такое возможно после изгнания правительственными войсками талибов из долины.

В первые два дня после этой трагедии, когда жизнь Малалы висела на волоске, руководство школы отменило все занятия. Понедельник был первым  нормальным учебным днем,  как сообщает со ссылкой на школьную администрацию «Аль-Джазира». Посещаемость была почти обычной, лишь несколько девочек не пришли на занятия.

По словам учителя Тарика Ахмеда, образом мыслей  Юсафзай всегда немного отличалась от одноклассников – она была более взрослой. «Она успевала по всем предметам. Часто встречаешь учащихся, которым хорошо даются одни предметы, а другие не идут. Она проявляла способности во всем».

Это подтверждают и ее школьные оценки. 9 октября, в день трагедии, Малала возвращалась домой с экзамена по пакистановедению, включающему историю, географию и общественные науки.  Она с легкостью ответила на самые разнообразные вопросы — от событий, которые привели к разделу Индийского субконтинента до необходимости борьбы с нелегальными вырубками лесов,  набрав при этом 100 баллов из ста.

Война из-за невежества

Школа Хушхаль – далеко не единственное учебное заведение для девочек в долине Сват. Из 1576 действующих здесь государственных школ девочки учатся в 571-й.

Кроме этого здесь насчитывается около 360 частных школ. Одна из них, школа-интернат Парвариш, была открыта неправительственной организацией для обучения детей-сирот.

«Около 3500 человек были убиты в долине Сват во время войны с талибами, — говорит ее завуч Мехбоб Али. – Проведенное нами исследование показало, что у этих людей  осталось около 7 тысяч детей-сирот. Так что мы начали работу, чтобы помочь этим детям».

Сегодня в этой школе живут и учатся 72 мальчика, и еще 28 девочек обучаются в начальных классах, но проживают отдельно.

Многие ученики в этой школе - сироты, чьи родители убиты талибами

«Мы уделяем особое внимание образованию девочек, чтобы они могли получать те же знания, что и мальчики, и не отставали от них в развитии», — поясняет Мехбоб Али.

По его словам, открывший школу  фонд решил заняться оставшимися без семьи детьми потому, что именно такие люди прежде попадали в «Талибан».

«Эта война была из-за невежества. Теперь, я думаю, люди лучше понимают  необходимость образования».

«Убит талибами»

Отец 12-летнего  Хазрата Хуссейна, ученика четвертого класса школы Парвариш, тоже был убит талибами.

«Я приехал сюда два года назад из своей деревни, — рассказал он. — Я сирота. Моего отца убили талибы. Он был рабочим, строил стены. Наш отец часто сидел со старейшинами деревни, и за это его убили».

Подобных историй в этой школе можно услышать много.

10-летняя Икра Мухаммад, ученица третьего класса, потеряла в 2009 году отца и других родственников. «Моего отца звали Пир Мухаммад. Я живу в деревне Балограм. У отца была  пекарня.  На мусульманский праздник Ид, вечером, я услышала стук в дверь. Мама  сказала отцу не выходить на улицу и погасить свет. Потом стук раздался снова, и он пошел посмотреть, кто это. Моего отца, двоих его братьев и их отца – моего дедушку, увезли в город Тахтабанд. Там они были убиты. Я не знаю, почему их убили и в чем талибы их обвиняли».

Икра говорит, что хочет получить образование, чтобы прокормить свою семью, а когда вырастет, мечтает стать врачом. «Талибы говорят, что девочки не должны учиться в школе, но что же тогда делать тем девочкам, у которых родители умерли, а  братья не могут работать? Если девочка хочет быть образованной, то она сможет работать, и будет заботиться о своей матери, о своих братьях и сестрах».

Руководство школы Парвариш отмечает, что с тех пор, как  талибы покинули долину Сват, стремление ее жителей  к знаниям значительно возросло, и особенно среди девочек и девушек.

23-летняя Алия преподает в неправительственных организациях, лагерях для  внутриперемещенных лиц и других местах с тех пор, как окончила университет два года назад.

«Я училась во времена талибов, а тогда это было очень трудно. Мы боялись, что на нас тоже нападут, но нас сильно  поддерживали родные», — говорит она. — Образование очень важно для всех, будь то дети или взрослые. Без образования люди просто ничто».

Талибы ушли, проблемы остались

Дальнейшее развитие долины Сват без серьезной реорганизации сферы образования невозможно, уверены местные жители, но первоочередной задачей остается  восстановление разрушенной талибами инфраструктуры.

«Есть некоторое улучшение, но многие школы были сожжены или разрушены, так что  проблемы остаются», — подчеркивает  Мурад Али, сотрудник Программы  поддержки сельских районов «Сархад».

Это одна из многих НПО, занимающихся восстановлением  школ и подготовкой учителей в долине Сват  — наряду с ООН, благотворительными организациями Save The Children и Qatar Charity, Агенством США по международному развитию и другими.

До сих пор удалось отстроить только около 50 из более 400 школ, разрушенных или поврежденных за время правления талибов. Местные чиновники жалуются и на сложности с получением разрешения на строительство новых учебных заведений.

Мурад Али из Программы  «Сархад»  отмечает и явно неравные возможности получения  образования: «На всю долину есть только четыре школы со старшими классами  для девочек, в то время как для мальчиков таких школ здесь 17. Да и в целом на 1005 государственных школ для  мальчиков здесь приходится лишь 571 учебных заведений для девочек».

Необходимо добиваться понимания, что образование для девочек даже более важно, чем для мальчиков, считает он. Потому что сегодняшние девушки завтра станут матерями, и будут воспитывать детей.

«И еще сохраняется угроза «Талибана», — добавляет Али. – Нужно избавить людей от этого страха».

По материалам телеканала «Аль-Джазира»


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях