«Наихудшие сценарии происходят прямо сейчас в Сирии … Наше правительство проводит постоянные консультации с турецкими военными. Все, что необходимо, делается немедленно, как вы видите, и будет делаться и дальше», — сказал Гюль.
«Будут изменения, переход власти раньше или позже … Международному сообществу необходимо принять эффективные меры, прежде чем в Сирии произойдет еще большая катастрофа, и прольется еще кровь, это наше основное желание», — заявил он журналистам в Анкаре.
Вооруженные силы Турции усилили в последние дни свое присутствие вдоль 900-километровой границы с Сирией, и уже шестой день ведут орудийную стрельбу в ответ на попадающие на турецкую территорию снаряды и мины воюющих с повстанцами сил президента Асада.
Начальник штаба армии генерал Недждет Озел посетил с инспекцией район города Адана, на юге страны, где дислоцирована защищающая границы с Сирией 2-я турецкая армия, говорится на сайте военных.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал «чрезвычайно опасным» эскалацию конфликта на турецко-сирийской границе и влияние кризиса на соседний Ливан.
«Ситуация в Сирии резко ухудшилась. Это представляет серьезный риск для стабильности соседей Сирии и всего региона», — сказал он на конференции в Страсбурге.
Передвижения войск
Взрывы сирийских снарядов, повлекшие гибель турецких граждан, стали самым серьезным случаем распространения насилия за пределы охваченной гражданской войной страны.
«Отныне на каждое нападение на нас будет немедленный ответ. Каждая атака против нашего суверенитета, безопасности нашей жизни и имущества найдет свой ответ», — заявил после заседания турецкого правительства пресс-секретарь Бюлент Аринч.
На прошлой неделе парламент санкционировал развертывание турецких войск за пределами границ страны, хотя Анкара подчеркнула, что эта мера задумана как средство устрашения, а не «мандат на ведение войны».
«Турция будет сама решать, когда ситуация требует действий, упомянутых в решении, которое парламент принял на прошлой неделе. Никто не должен думать, что за одобрением парламента последует война, но мы более чувствительны к нашей независимости и суверенитету, чем большинство стран», — сказал Аринч.
Турецкое информагентство Dogan сообщило, что около 25 самолетов были отправлены на военную базу в Диярбакыре, на юго-востоке страны.
Кроме того, колонна военной техники направилась в понедельник к приграничному городу Аксакале, где на прошлой неделе взрывом снаряда были убиты пять человек.
Боевые действия на сирийской стороне границы в последнее время заметно активизировались, и неясно, кто именно выпустил снаряды, попавшие на турецкую территорию.
Кто после Асада?
Министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в минувшие выходные заявил, что потенциальным лидером переходного правительства Сирии может стать нынешний вице-президент Фарук аль-Шара.
В августе появились сообщения, что аль-Шара, бывший министр иностранных дел, назначенный шесть лет назад вице-президентом, пытался бежать в соседнюю Иорданию, но сирийские государственные СМИ тут же заявили, что он и не помышлял о побеге.
«Оппозиция склонна принять эти имена, — сказал Давутоглу, выступая на государственном телеканале TRT. — Фарук аль-Шара не участвовал в последних инцидентах, в массовых убийствах, заняв очень мудрую и честную позицию. Но, пожалуй, никто не знает эту систему лучше, чем аль-Шара».