Исламская организация требует проведения в стране реформ, которые создали бы менее централизованную структуру управления и обеспечили оппозиции больше мест в парламенте.
В четверг король Абдулла распустил парламент, открыв путь к досрочным выборам, которые пройдут, вероятно, в конце этого года.
«Братья-мусульмане» и их политическое крыло — Фронт исламского действия, пообещали бойкотировать парламентские выборы, заявив, что король должен сначала провести правительственные реформы.
«Мы призываем к реальным реформам, которые восстановят власть иорданского народа и ограничат полномочия тех, кто десятилетиями удерживал власть и влияние», — заявил в интервью агентству «Рейтер» один из лидеров иорданского «Братства» Заки Бани Рушейд.
«Мы говорим о новом этапе после продолжающихся 20 месяцев народных протестов и нежелания прислушиваться к нашим требованиям проведения реформ», — сказал он.
Мирные уличные протесты, организуемые исламскими движениями, лидерами племен и левыми организациями, были вдохновлены восстаниями «Арабской весны» в других странах региона. Но в отличие от Египта, Туниса, Йемена и других стран они направлены на реформирование правительства и ограничения полномочий короля Абдуллы, а не на его смещение.
Исламские политические силы в Иордании высоко организованы, и мобилизуют своих сторонников, распространяя листовки в мечетях. Их основные митинги привлекают обычно десятки тысяч людей.
Некоторые племенные и левые организации уже выразили намерение присоединиться к пятничному маршу. Проправительственные группы, действующие, предположительно, по указанию властей, заявили, что соберутся в том же районе.
Лоялистов, связанных с мощным разведаппаратом страны, давно уже обвиняют в попытках срыва организуемых исламистами мероприятий, и в эту пятницу не исключена вероятность столкновений.
«Единственный человек»
Иорданские власти довольно терпимо относятся к протестам в провинциальных городах, населенных представителями племен Восточного берега, привыкшими, что им отдается предпочтение при найме на государственные должности. Эти протесты вызваны главным образом озабоченностью по поводу сокращения льгот.
Но проживающие в основном в больших городах исламисты, имеющие сильную поддержку со стороны иорданцев палестинского происхождения, рассматриваются политическом истеблишментом как угроза.
«Братья-мусульмане» отказываются принимать участие в выборах в парламент, результаты которых могут быть оспорены уже через несколько месяцев согласно избирательному закону, принятому в июле нынешним марионеточным парламентом.
«Когда силы безопасности не смогли заставить нас участвовать в выборах на их условиях, они решили отомстить исламскому движению теми же старыми методами, которые существовали до «Арабской весны». Они забывают, что мир изменился», — говорит лидер иорданского «Братства».
Политическая элита Иордании тревожно наблюдает за ростом влияния исламских партий в Тунисе, Египте и Ливии, воспринимая его как признак будущего расширения прав и возможностей иорданцев палестинского происхождения, которые составляют большинство населения и являются основой экономики, но не представлены в политике.
Заки Бани Рушейд считает, что только король Абдулла может противостоять старой гвардии, стремящейся любой ценой сохранить свои привилегии. Король говорит, что все его попытки проведения реформ разбиваются о стену консервативных политиков, имеющих огромное влияние в аппарате безопасности страны.
«Мы ожидаем королевской инициативы. Король Абдулла — единственный человек, способный обуздать эти силы безопасности и вывести страну из кризиса, и добиться крупного политического прорыва из тупика», — заявил лидер «Братства».