Праздники и приметы
Церковный праздник сегодня: Собор Костромских святых 5 февраля 2025 года
- Иван Синевский
- Тема: церковный праздник
По указанию Святейшего Патриарха Московского и всей Руси Пимена в 1981 году был учреждён особый праздник, посвящённый святым, которые прославились на древней Костромской земле. Впервые этот праздник, получивший название Собор святых, был отмечен 23 января/5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, чудотворца Костромского и Любимоградского, чья благая жизнь оставила яркий след в истории Костромы.
Собор Костромских святых 5 февраля 2025 года
В XIV-XV веках на fertile костромской земле, благословленной преподобным Сергием Радонежским, развернулась активная деятельность учеников святого, основавших множество монастырей. Эти святые подвижники проложили свои духовные пути по живописным руслам рек, таких как Шексна и Кострома, стремясь просветить местные племена и укрепить христианскую веру.
Среди известных монахов, трудившихся в этих краях, выделяется преподобный Аврамий Чухломской, который не только основал несколько обителей, но и стал просветителем племен Чуди. Его последователи, такие как Иаков Железноборовский и Павел Обнорский, также оставили заметный след в историческом и духовном развитии региона. Они основали монастыри, которые стали центрами духовной жизни и образования.
На Костромской земле также подвизались святые, такие как Геннадий Костромской и Кирилл Новоезерский, которые создали обители, ставшие важными пунктами на духовной карте России. Введенский монастырь, основанный Иаковом Брылинским, стал еще одной жемчужиной монашеской традиции, сохранившей дух времени и веры.
Не менее значимым является наследие преподобного Паисия Галичского, который прославился Овиновским образом Божией Матери, и его ученика Иакова Галичского, продолжившего дело святого. В XVI веке основатель Преображенского монастыря Александр Вочский также внёс свой вклад в развитие духовной жизни региона.
Святитель Дионисий Суздальский, сподвижник Сергия Радонежского, стал инициатором отправки монахов для духовного просвещения, среди которых был и Макарий Унженский, основатель нескольких монастырей. В XVII веке Макариево-Успенский монастырь при правлении Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича стал вторым по значимости после Троице-Сергиевой лавры, а будущий святитель Митрофан, назначенный игуменом, продолжил традиции просвещения и духовного служения.
Святитель Иона, митрополит Московский, также имел корни в Костромской земле, начав свои монашеские подвиги в местных обителях. Его память чтится как символ связи между монашеской традицией и духовным наследием региона.
Костромская земля стала не только местом для основания монастырей, но и центром духовного просвещения, где ученики преподобного Сергия Радонежского неустанно трудились, привлекая языческие племена к Русской Православной Церкви. Их усилия и святость создали обильные плоды благочестия, которые продолжают вдохновлять и по сей день.