Принятое в сентябре японскими властями решение национализировать острова Сэнкаку – которые в Китае называют «Дяоюйдао» — вызвало бурные антияпонские демонстрации в десятках китайских городов.
Вопреки ожиданиям, Мураками, имеющий огромное количество поклонников в Китае, не стал ругать китайские власти за введенный запрет на продажу всех связанных с Японией книг, в том числе и его романов. Вместо этого он призвал избавиться от «дешевого алкоголя» национализма обе страны, не желающие идти ни на какие уступки.
«Когда территориальный вопрос перестает быть делом практическим и переходит в область «национальных чувств», он создает опасную ситуацию, из которого нет выхода», — пишет он в статье, опубликованной на первой полосе японской газеты Asahi Shimbun.
«Это как дешевый алкоголь. От него пьянеешь уже после нескольких рюмок, и становишься истеричным. Он заставляет говорить громко и действовать грубо, но после этого пьяного буйства у вас не остается ничего, кроме ужасной головной боли на следующее утро», сказано в статье.
«Мы должны с осторожностью относиться к политикам и полемистам, которые щедро одаривают нас этим дешевым алкоголем, позволяя ситуации выйти из-под контроля», — предостерегает автор.
Статья Мураками, самого известного из живущих ныне японских писателей, книги которого переведены на 40 языков, появилась после того, как Япония и Китай вынесли свою тяжбу на всемирное обозрение, продолжив словесную баталию сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Глава китайского МИД Ян Цзечи заявил, что его страна считает эти острова «священной территорией», обвинив в воровстве Японию, купившую их у частных владельцев – тоже, кстати, японцев. Не менее провокационными были и заявления придерживающегося правых взглядов мэра Токио Синтаро Исихары.
Разразившийся по поводу островов спор грозит ухудшением дипломатических и торговых связей между второй и третьей по величине экономиками мира, пишет Guardian. Хотя угрозы бойкота японского импорта пока не оправдались, японские фирмы сообщают о задержках в обработке документов на товары в китайских портах.
Китайские сотрудники японских компаний организовали забастовки, требуя повышения заработной платы; ведущие автопроизводители, включая Toyota и Nissan, объявили о сокращении производства в Китае в ожидании падения спроса.
Уже отменены десятки тысяч заказов на авиарейсы из Китая в Японию до конца октября. Таким образом, конфликт грозит похоронить все надежды на развитие туризма японских властей, выдавших рекордное количество виз китайским гражданам с мая и до начала территориальных разногласий.
В Японии тем временем проходят относительно немногочисленные демонстрации ультра-националисты: несколько сотен человек прошли недавно по Токио с транспарантами, призывающими топить китайские суда и требующими от правительства не поддаваться на происки «террористов» в Пекине.
Пока невозможно определить масштабы ущерба, который спор из-за островов нанесет двусторонним торговым связям, достигшим в прошлом году рекордных 345 миллиардов долларов. Но намеченное на минувшие выходные празднование 40-летия установления дипломатических отношений уже испорчено.
Китай резко отменил масштабное юбилейное мероприятие в Пекине; премьер-министр Японии Есихико Нода и его китайский коллега Вэнь Цзябао даже не обменялись поздравительными посланиями.
Территориальный конфликт отозвался эхом и в мире искусства. Помимо запрета на продажу книг японских авторов, равно как и китайских авторов о Японии, власти в Пекине, как сообщается, оказали давление на пианиста Юнди Ли, вынудив отменить сольное турне по соседней стране. А совместный китайско-гонконгский фильм «Плавучий город» был снят с предстоящего международного кинофестиваля в Токио по просьбе производителей.
Харуки Мураками призвал японские власти не принимать подобные ответные меры, запрещая, например, китайские книги. «Вот что я хочу сказать громко и ясно, — пишет он. — Пожалуйста, не мстите Китаю за принятие таких шагов. Если мы это сделаем, это станет нашей проблемой, и она вернется и ударит по вам».