За летние месяцы пострадало не менее 46 человек. Шестеро человек были убиты. Всего за восемь месяцев 2012 года пострадало не менее 139 человек, из них 11 человек погибли. Об этом свидетельствует новый доклад информационно-аналитического центра «Сова» «Лето 2012: Возвращение к пройденному».
«Главное достижение последних лет – снижение уровня расистского и неонацистски мотивированного насилия – в 2012 году явно утрачено. Уже можно утверждать, что количество жертв в 2012 году будет не меньше, чем в 2011-м», — пишут авторы доклада.
Жертвами ультраправых группировок в основном становились антифашисты, приезжие с Кавказа, Центральной Азии, темнокожие студенты, бездомные или просто «неправильно» одетые люди. Например, подросток в Кирове, чья одежда «не понравилась» нападавшему.
Расизм фанов не лезет ни в какие ворота
По традиции, отличились летом футбольные фанаты. В Санкт-Петербурге болельщики «Зенита» самым концептуальным сделали баннер «В цветах «Зенита» нет черного». В августе фанаты питерского клуба напали на фанов махачкалинского «Анжи», в результате чего пострадали несколько дагестанцев. Таким образом, они «ответили» на избиение двух «зенитовских» болельщиков махачкалинской полицией….
Также во время игры «Анжи» с нидерландской командой в Москве, на матч пришли российские ультраправые фанаты, чтобы покричать оскорбления в адрес дагестанских болельщиков.
У них нет Бога, кроме Кондопоги
Как отмечают авторы доклада, лето для ультраправых прошло в состоянии «относительного политического затишья». Зато националисты вновь принялись активно раскручивать проверенную временем «кондопожскую технологию». Они неоднократно поднимали в СМИ и интернете шум вокруг локальных конфликтов между «русскими» и «не русскими», стараясь, подать их в качестве масштабных межэнических столкновений.
Так, бытовой конфликт в Кировской области между уроженцем Дагестана и местным жителем, переросший в массовую стычку, был подан ультраправыми группировками, как межэтнический, при этом они активно преувеличивали число жертв, распространяя информацию, что уголовные дела возбуждены только против местных жителей, что на них оказывается давление.
Придали «межэтническую окраску» националисты и драке между местными жителями и цыганами в Самарской области, хотя в реальности конфликт начался из-за пожара.
Были случаи и совершенной фантазии, когда националисты запустили дезинформацию, что в Оренбургской области произошел межнациональный конфликт, в результате которого погибла девушка, а несколько мужчин попали в реанимацию с огнестрельными ранениями. Представители отделения МВД по Бузулукскому району Оренбургской области заявили, что никакого убийства и последующих волнений не было.
Конструированием «Кондопог» националисты занимались даже во время трагедии в Крымске.
«Когда актуальность произошедшей трагедии начала постепенно спадать, националисты стали активно распространять по своим сайтам различные новости, которые должны были придать происходящему в Крымске этнополитический окрас и вернуть эту тему в повестку дня», — сообщают авторы доклада.
Так, на нескольких сайтах сообщалось, что в Крымске цыгане, турки-месхетинцы и курды якобы вывозят из пунктов гуманитарной помощи продукты и воду, а затем перепродают все это пострадавшим за деньги. Однако, несмотря на все усилия ультраправых, им так и не удалось добиться развития конфликта.
Смуглость как улика
Активность националисты проявили и в «рейдовых» отловах нелегальных иммигрантов, создавая «народные дружины» для «гражданской самоорганизация русского общества и противодействие преступности». Интересовали «дружинников» только те ситуации, где замешаны «приезжие».
«На практике рейды выглядят следующем образом: после жалобы человека на предположительно неправовое поведение приезжего вызывается полиция, и на место выезжает дружина, которая до приезда правоохранительных органов ведет себя как группировка, приехавшая на «разборки». Пока насильственных инцидентов не было, однако в подобных ситуациях они более чем вероятны, так как сам выезд националистов провокативен и близок к выходу за границы правового поля. Подобные рейды, на наш взгляд, просто недопустимы», — отмечают докладчики.
Пристальное внимание авторы также уделяют уголовному преследованию за насилие и вандализм. Так, за лето вынесено не менее 6 приговоров в 6 регионах, по которым осуждено 23 человека.
«Прокуратуры стали чаще сообщать о таких мерах, как компенсация морального вреда потерпевшим. Что мы можем только приветствовать, так как пострадавшие, безусловно, имеют право на компенсацию морального вреда в целом, и на оплату лечения в частности», — отмечают в докладе.
Метод агитпроп и ошибок
Однако есть и негативная тенденция – более предприимчиво, чем преследование за насилие, правоохранительные органы предпочитают преследовать «за пропаганду», что, по мнению автором, «явно преждевременно».
Активно в летние месяцы пополнялся и Федеральный список экстремистских материалов, куда, например, попали множество мусульманских и околоисламских материалов – от джихадистской пропаганды до совершенно невинных религиозных текстов, включая даже трактат известного средневекового исламского богослова Аль-Газали.
«Степень правомерности многочисленных запретов мы не всегда можем оценить. Можно только сказать, что доля явно неправомерных запретов остается по-прежнему высокой», — констатируют докладчики.
Как сообщила WordYou.Ru одна из авторов доклада Наталья Юдина, все положительные тенденции в борьбе с расовым и неонацистским насилием, которые отмечались еще весной, за три летних месяца – сошли на нет.
«Количество расистских нападений у нас вновь начинает расти. Это самое прискорбное. Весь прошлый год шли громкие процессы над ультраправыми группировками. И это дало хорошие результаты. А вот в этом году правоохранители как-то расслабились и переключились на преследование за пропаганду. Что не должно быть приоритетной задачей. Полицейские должны ловить преступников», — заявила эксперт.
Но, Наталья Юдина отмечает, что снизить преступность одними наказаниями – не удастся, необходима грамотная миграционная и воспитательная политика, и, наконец, нормально разработанная программа толерантности.
«К сожалению, та борьба за толерантность, которая у нас ведется на сегодняшний день, так и остается предметом для анекдотов», — резюмирует эксперт.