Закрыть

Обо всём

Что позволить ребенку

 

«Мы немного опасались, какая жизнь ожидает нас в Америке, — вспоминает Фархат Хусейн. — Но все оказалось хорошо. Люди относились довольно уважительно, и то, что мы делали,  помогло детям сохранить понимание своих ценностей и религии».

Ей было 23 в 1964 году, когда она уехала из  Пакистана в Англию, где муж получал докторскую степень, пишет Washington Post. Через пять лет, после учебы в Оксфорде, семья переехала за океан.

Выросших  в традиционном мусульманском обществе супругов сильно беспокоила проблема воспитания детей в США.

И все же Фархат не могла оставаться в стороне от общественной жизни – она была членом международных клубов при  всех университетах, где работал ее муж. Она готовила на благотворительных обедах, охотно стояла возле информационных стендов на всевозможных мероприятиях, и выступала с лекциями об исламе в церквях, общественных центрах, и школах, где учились ее дети.

Тот же метод использовала и дочь Фархат — Саадия Хусейн Балуч – для воспитания двух своих дочерей, теперь уже студенток.

Как и ее мать, она рассказывала  об исламе в школе, и даже устроила в классе чтение детской повести «Рамадан» американского писателя Сухэйба Гази.

«От этого рамадан ощущался совершенно по-особенному», — признается старшая дочь, 19-летняя Сидра Балуч, студентка элитного художественного колледжа Уэлсли.

Саадия  старается увлечь рамаданом и младшую дочь, 13-летнюю Мону, разрешая в это время приглашать подруг с ночевкой.

«Девочкам очень нравится,  — говорит она. – Мы  разрешили  им поздно ложиться, они смотрели Олимпиаду по телевизору, разговаривали. Мы кормили их завтраком, а потом они отправлялись спать».

«И просыпаясь, они были счастливы», — добавляет Саадия.

Запрещая дочери ночевать в чужих домах, она охотно позволяла звать подруг к себе: «Когда мы не можем позволить нашим детям делать все, что они хотят, нужно предлагать им взамен что-то свое».

Страхи

Страшась многочисленных социальных проблем –сексуальной распущенности, алкоголизма, вызывающей манеры одеваться — некоторые мусульмане стараются  предельно ограничить все контакты своих детей с обществом.

«Многие просто держат детей взаперти, разрешая общаться только в пределах своей общины», — говорит Айфер Абид Альджабар, открывшая в прошлом году в  штате Массачусетс Иракско-американский общественный  центр.

«Когда мусульманские дети смотрят на американских детей, они часто чувствуют себя обделенными», — отмечает волонтер из  Исламского центра  Новой Англии Мухаммад Усман, занимающийся работой с молодежью.

По мнению психологов,  такие строгие ограничения могут пробудить в детях двуличие и скрытность, добавляет он.

Зачастую и сами родители-иммигранты замыкаются в рамках местной мусульманской  общины, смутно опасаясь непривычного окружения, пишет Onislam.net.

«Если не общаться с другими, как мы узнаем от  родителей других детей,  что происходит в школе, — говорит Сюзи Исмаил, занимающаяся разработкой учебных программ в Центре мусульманской жизни штата Нью-Джерси. – К нам и так часто относятся как к «чужим», и неохотно принимают в такие разговоры».

Айфер Альджабар, бежавшая в  2007-м из Ирака с мужем и тремя маленькими дочерьми, которым сейчас уже 5, 8 и 10 лет,  поощряет желание детей участвовать в школьной жизни, общаться с друзьями.

«На днях они ходили на праздник в бассейн, там было очень весело, — говорит она.  — Если я чувствую, что не могу дать им свободу, то зачем я живу здесь? Ведь это неотъемлемая часть этого общества».

«Детям все равно все не запретишь. Но обязанность родителей научить и подготовить их».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях