«Мы немного опасались, какая жизнь ожидает нас в Америке, — вспоминает Фархат Хусейн. — Но все оказалось хорошо. Люди относились довольно уважительно, и то, что мы делали, помогло детям сохранить понимание своих ценностей и религии».
Ей было 23 в 1964 году, когда она уехала из Пакистана в Англию, где муж получал докторскую степень, пишет Washington Post. Через пять лет, после учебы в Оксфорде, семья переехала за океан.
Выросших в традиционном мусульманском обществе супругов сильно беспокоила проблема воспитания детей в США.
И все же Фархат не могла оставаться в стороне от общественной жизни – она была членом международных клубов при всех университетах, где работал ее муж. Она готовила на благотворительных обедах, охотно стояла возле информационных стендов на всевозможных мероприятиях, и выступала с лекциями об исламе в церквях, общественных центрах, и школах, где учились ее дети.
Тот же метод использовала и дочь Фархат — Саадия Хусейн Балуч – для воспитания двух своих дочерей, теперь уже студенток.
Как и ее мать, она рассказывала об исламе в школе, и даже устроила в классе чтение детской повести «Рамадан» американского писателя Сухэйба Гази.
«От этого рамадан ощущался совершенно по-особенному», — признается старшая дочь, 19-летняя Сидра Балуч, студентка элитного художественного колледжа Уэлсли.
Саадия старается увлечь рамаданом и младшую дочь, 13-летнюю Мону, разрешая в это время приглашать подруг с ночевкой.
«Девочкам очень нравится, — говорит она. – Мы разрешили им поздно ложиться, они смотрели Олимпиаду по телевизору, разговаривали. Мы кормили их завтраком, а потом они отправлялись спать».
«И просыпаясь, они были счастливы», — добавляет Саадия.
Запрещая дочери ночевать в чужих домах, она охотно позволяла звать подруг к себе: «Когда мы не можем позволить нашим детям делать все, что они хотят, нужно предлагать им взамен что-то свое».
Страхи
Страшась многочисленных социальных проблем –сексуальной распущенности, алкоголизма, вызывающей манеры одеваться — некоторые мусульмане стараются предельно ограничить все контакты своих детей с обществом.
«Многие просто держат детей взаперти, разрешая общаться только в пределах своей общины», — говорит Айфер Абид Альджабар, открывшая в прошлом году в штате Массачусетс Иракско-американский общественный центр.
«Когда мусульманские дети смотрят на американских детей, они часто чувствуют себя обделенными», — отмечает волонтер из Исламского центра Новой Англии Мухаммад Усман, занимающийся работой с молодежью.
По мнению психологов, такие строгие ограничения могут пробудить в детях двуличие и скрытность, добавляет он.
Зачастую и сами родители-иммигранты замыкаются в рамках местной мусульманской общины, смутно опасаясь непривычного окружения, пишет Onislam.net.
«Если не общаться с другими, как мы узнаем от родителей других детей, что происходит в школе, — говорит Сюзи Исмаил, занимающаяся разработкой учебных программ в Центре мусульманской жизни штата Нью-Джерси. – К нам и так часто относятся как к «чужим», и неохотно принимают в такие разговоры».
Айфер Альджабар, бежавшая в 2007-м из Ирака с мужем и тремя маленькими дочерьми, которым сейчас уже 5, 8 и 10 лет, поощряет желание детей участвовать в школьной жизни, общаться с друзьями.
«На днях они ходили на праздник в бассейн, там было очень весело, — говорит она. — Если я чувствую, что не могу дать им свободу, то зачем я живу здесь? Ведь это неотъемлемая часть этого общества».
«Детям все равно все не запретишь. Но обязанность родителей научить и подготовить их».