«Не могу понять действия силовиков! Им что, дана команда на обстрел мирного населения?! – разводит руками Маматхан. – В тот день в Хасавюрте СОГовцы и прикомандированные русские военные искали боевика. Эти русские потом на допросе сказали, что они тепловизором просканировали дом моего сына и сообщили командиру СОГа Анасу Сатираеву, что там находятся только мужчина и женщина, а боевика, которого ищут, нет. Но почему-то Сатираев повел своих бойцов к дому».
Маматхан зовет смотреть на дом своего сына. На стенах явное доказательство того, что патроны не жалели. «В ходе следствия СОГовцы утверждали, что моя невестка выбежала с автоматом и начала стрелять вон с того угла, — показывает Маматхан проем между домом и летней кухней. – Но если она стреляла с того угла, то почему в ответ стреляли не по ней, а по стенам дома?»
Автомат, из которого никогда не стреляли
Маматхан достает копии материалов расследования. «Моего сына 13 марта 2007 года осудили за приобретение и хранение оружия. Силовики заявили, что из автомата, купленного сыном, стреляла беременная невестка. Сына на полтора года посадили в колонию, — рассказывает Маматхан. – По версии правоохранителей, невестке было предложено сдаться, но она, якобы , крикнула «Аллах акбар!» и стала стрелять. Но экспертиза установила, что из этого автомата НИКОГДА НЕ СТРЕЛЯЛИ. Более того, те же эксперты установили, что мою беременную невестку расстрелял командир СОГа Анас Сатираев».
Президентская «черная метка»
Пару месяцев назад Маматхана Байсултанова пригласил на встречу глава Дагестана Магомедсалам Магомедов. Маматхан сказал ему, что главная его просьба – довести расследование в отношении СОГовцев до суда.
Глава республики обещал взять это дело под личный контроль, и тут же дал соответствующее поручение зампрокурору Дагестана.
Но, как показывает практика, когда руководитель республики берет дело под «личный контроль», то это обычно является надежной гарантией того, что оно осторожно ложится под сукно. Множество дел о нарушении прав человека было взято Магомедовым под контроль, но ни одно до логического завершения так и не дошло. Такой личный контроль уже давно называют «черной меткой»…
Дело против омоновцев, которые избили адвоката Сапият Магомедову, глава Дагестана брал под личный контроль, но в итоге уголовное дело закрыли. Дело о забитом до смерти молодом салафите, в котором, кстати, в качестве обвиняемого фигурирует тот самый командир СОГа Сатираев, тоже заглохло.
Такая же участь постигла и Маматхана.
На днях дагестанский Следственный Комитет заявил, что Байсултанов врет ради наживы…
Можно ли заработать на своем горе?
В пресс-релизе, распространенном Следственным Комитетом, говорится: «Следствием установлено, что в ночь со 2 на 3 ноября 2006 года, в связи с полученной оперативной информацией о том, что в доме Байсултанова в Хасавюрте по ул. Щорса, 83, скрывается обвиняемый в совершении ряда особо тяжких преступлений Бидаев А.Ю., домовладение было заблокировано сотрудниками МВД РД. Примерно в 5-6 утра 3 ноября 2006 года Гасан Байсултанов, вооруженный автоматом «Калашникова», вместе со своей супругой Саният Магомедовой, одетой в мужской спортивный костюм, вышел во двор. В результате перестрелки Байсултанов был ранен, а Магомедова убита. Бидаеву А.Ю. удалось скрыться».
В этом же сообщении говорится, что, согласно заключению судебно-медицинского эксперта, Саният Магомедова не была беременна.
Но больше всего Маматхана возмутило другое. В пресс-релизе Комитета написано: «Однако, Байсултанов Маматхан, жалуясь во все инстанции, преследует исключительно корыстную цель – добиться денежной компенсации от государства за незаконные, по его мнению, действия сотрудников милиции, а не в целях установления истины».
Законы гор помогут справится с горем?
«Несколько недель тому назад мне звонил следователь, который вел данное дело, — рассказывает Маматхан. – Он сообщил мне, что подготовлено обвинительное заключение, и оно будет передано в суд. Как видим, мне врали. Никогда я не заявлял о том, что требую денежного возмещения. Я буду подавать в суд на Следственный Комитет и не отступлю, пока убийц моей невестки не накажут! Мне уже один высокопоставленный военный чиновник сказал, чтобы я решал это дело сам по-горски, своими руками. Но я хочу добиться справедливости законным путем».
…Небольшая статистика: расследование дела в отношении пяти СОГовцев во главе с Сатираевым было приостановлено 16 раз, поменялось 11 следователей.
Но Маматхан Байсултанов пока еще верит в силу российского закона, хотя ему открытым текстом говорят, чтобы руководствовался законами гор.