Когда за час до старта марша возле памятника Пушкину полиции и дружинников было больше, чем протестующих, стало ясно — ни миллиона, ни даже в 10 раз меньше марширующих оппозиционеры не соберут.
Зато вся Москва в пределах Садового оказалась забита автозаками и машинами с ОМОНом. Очевидно, что ставка власти на запугивание «протестантов» оказалась беспроигрышной.
Люди проходили рамки металлоискателей спокойно — ни давки, ни очередей. Толпиться было некому. За полчаса до официального начала акции людей было все еще катастрофически мало. По Пушкинской площади бегали активисты с мегафонами и зазывали людей в свои колонны. Леваки – налево, нацики – направо.
«Кто за бесплатное образование, становись в образовательную колонну», — надрывался парень, размахивая красным флагом. «Девушки, а идите к нам», — призывали молоденькие националисты, притащившие на митинг баннер с Русского марша. Девушки приглашение проигнорировали, зато в колонну пробралась какая-то старушка и бодро принялась кричать о притеснении русского народа. Мальчики попытались ее успокоить, убеждая, что митинг еще не начался.
«Да, с людьми что-то совсем не густо, — заметил знакомый журналист. – Скоро эти марши в Триумфалку превратятся. Нас будет больше, чем оппозиционеров».
На тебе сошелся клином…
Фотографы шарили по всей толпе, выискивая что-нибудь интересное. Сначала они окружили бабушку, изображающую своим прикидом Путина на дельтаплане с лозунгом «Оставь надежду всяк со мной летящий». Потом — старичка, тоже облачившегося в белый костюм журавлика.
Вообще по поводу журавлиного полета президента и «птичьей» темы не шутил только ленивый. Кто-то из активистов запустил в небо голубей, кто-то принес плакат «Мы не стая и не стадо. Володя, лети клином!». «Надо этого нашего «журавля» заточить в «Белом лебеде», — громко призывал какой-то пожилой коммунист.
Начало немного затягивалось. Реденькие колонны уже сформировались. Люди что-то обсуждали, спорили.
«Мне эстетически противна эта власть», — объяснил манерный молодой человек свой приход на митинг. «Митингом ничего не решишь – результата ноль. Нужно работать на местах», — наставительно перебил его активист «Левого фронта» почему-то оказавшийся в колонне либералов.
Знамена покраснели, а юмор почернел
Наконец шествие началось.
Шли бодро, но с транспарантами и лозунгами в этот раз было также не очень густо. По правой стороне сосредоточенно шагали активисты либеральных партий, за ними националисты и общегражданские отряды. По левой стороне колонна была не такой разношерстной – в основном активисты различных левых партий под своими красными флагами и «клин» ЛГТБ.
«Перевыборы!», — кричали либералы. Националисты требовали «русской России», а леваки – революции. Но из-за малочисленности все это выглядело не очень-то внушительно. Громче получались только общие лозунги – антипутинские.
«Раз, два, три! — надрывался молоденький паренек в мегафон. — Путин, уходи!» — отвечала ему толпа. «Три, два, раз!», — еще громче прокричал парень. В колоннах засмеялись, но поддержать кричалку не решились.
Креативные питерские активисты по традиции приехали на столичный митинг с новой оппозиционной песенкой, призывающей президента уехать-таки в Магадан. «Да, свободы в России все меньше, юмора – все больше», — невесело заметил голландский журналист.
Довольно быстро (может, чтобы согреться) дошли до Сахарова, где и должен состояться митинг.
Слова, брошенные на ветер
Начало ораторствования тоже затягивалось. Ведущие обещали, что скоро начнут – просто хвост «миллионов» еще не добрался до проспекта. «Нас тут не меньше ста тысяч», — без тени смущения «подсчитал» всех Илья Яшин.
Но, кажется, на этот раз лучше считали в МВД, правоохранители заявили о 14 тысяч собравшихся. Хотя и они ошиблись примерно в два раза. Со зрением у них явно стало лучше. Правда, с совестью – как всегда.
Первым выступил депутат Госдумы Илья Пономарев. «Мы вместе, мы не дадим вбить клин между нами!», — прокричал он и рассказал о своей поездке в регионы и о том, что волнует провинцию. Но присутствующих это волновало меньше.
«Надо говорить о ЖКХ и образовании, а не только о том, что интересно политической тусовке», — неистово вещал «эсер», но реакция на этот призыв оказалась тоже вялой… Даже Немцов со своими неожиданно левацкими предложениями вызвал оживление только у националистов. Они весело кричали ему: «русофоб».
Вышла Чирикова и попросила деньги на то, чтобы напечатать листовки с агитацией ее мэрства в Химках. «Кто сколько может», — смиренно проговорила эколог и скрылась.
Гудков-старший повторил вчерашнюю речь в Думе и пообещал бороться с российским ГУЛАГом. «Власть слабеет, а мы должны протестовать. И власть пойдет на уступки», — убежденно произнес Геннадий Владимирович, лишенный слабаками депутатского мандата. Но проводили бывшего депутата почему-то криками «молодец». Наверное, за красивый уход с трибуны Госдумы, когда он пообещал «набить мурло» «Единой России».
А Навальный запомнился тем, что призвал ходить на митинги, как на работу (видимо, поэтому этот марш запланировали 8-часовым). Удальцов – вместо белых лент носить черные очки – как знак ярости. Потом лидер «Левого фронта» призвал остаться на улице и устроить Майдан.
Но толпа на проспекте Сахарова стала стремительно таять.
Куда идем?
Кажется, абсолютно прав был Борис Акунин, который назвал четыре причины, чтобы не ходить на демонстрацию: 1 — дурацкое название, — что с учетом уменьшающего количества людей на маршах становится очевидным. 2 — митинги ничего не дают, — с этим можно поспорить, но без успеха на победу. 3 — не хочется слушать все те же речи тех же ораторов, — и тут он абсолютно прав: меню акции явно без изысков. 4 — надоела болтовня.
И это самое главное.