Прежде всего, как отмечают сегодня международные СМИ, глава католической церкви призовет к объединению христиан Ливана, разделившихся не только в своем отношении к режиму сирийского президента Башара Асада, но и в политическом видении будущего своей собственной страны.
Однако в своих высказываниях о Сирии, как и о том, кого следует поддерживать христианам, папа будет стараться избегать всего, что может быть истолковано как политическое вмешательство, заявил накануне визита Ватикан.
Программа визита 85-летнего Бенедикта XVI в мусульманскую ближневосточную страну довольно насыщенная – за посещением президентского дворца в столичном Бейруте следуют поездки по важнейшим из расположенных в окрестных горах христианских поселений.
Ожидается, что папа Римский обратится к 13 с лишним миллионам проживающих в Ливане и на Ближнем Востоке христиан с призывом трудиться на благо мира и демократии бок о бок с мусульманами. Его поездка приходится на тот период, когда Запад, приветствовавший поначалу волну революций «арабской весны», стал выражать опасения по поводу роста фундаменталистских настроений.
Особенно громко эти опасения зазвучали в последние дни, когда регион потрясли массовые протесты против снятого в США антиисламского фильма, стоившие жизни американскому послу в Ливии и еще трем гражданам США.
На улицы ливанского города Триполи около 200 протестующих вышли в четверг, чтобы выразить возмущение фильмом, оскорбляющим пророка Мухаммада.
Межрелигиозная напряженность
Папа Бенедикт надеется способствовать улучшению непростых порой отношений католической церкви с исламом. Во время своего пребывания в Ливане он встретится не только с христианскими лидерами, но и с мусульманскими.
Выбор Ливана для его ближневосточной поездки далеко не случаен: еще папа Римский Иоанн Павел II называл многоконфессиональное общество этой страны — в которой высшие политические должности распределяются между разными религиозными группами – образцом для всего региона.
Но сейчас, когда баланс сил в регионе продолжает изменяться, и христианские меньшинства все громче выражают опасения, акцент будет делаться, прежде всего, на религиозный плюрализм.
Бенедикт XVI выскажется даже, как ожидается, в пользу гарантирующего культурную и религиозную свободу секуляризма — тщательно взвешивая при этом слова, чтобы избежать любых политически окрашенных выражений, способствующих росту межрелигиозной напряженности.
В ходе ознакомления ближневосточных епископов с заключениями Синода 2010 года он также должен поделиться озабоченностью по поводу бегства христиан из региона.
Кроме того он получил официальную просьбу признать палестинское государство и ту важную роль, которую играет в арабском мире борьба палестинского народа за свободу.
А сирийский патриарх Игнатий Иосиф III Юнан выразил надежду, что папа Римский воспользуется своей поездкой для призыва к переговорам в Сирии.
Однако в этом вопросе Бенедикту XVI тоже предстоит действовать крайне осторожно. Политический класс в Ливане — в том числе и последователи маронитской церкви, крупнейшей в Ливане — разделился на сторонников режима Асада, и тех, кто поддерживает повстанцев.
В четверг маронитский патриарх Бешара Рай заявил, что «папа, безусловно, потребует положить конец спирали насилия и ненависти, которые не имеют смысла, а от тех, кто финансирует и вооружает обе стороны конфликта, [потребует] прекратить делать это».