«Нашими силами во «ВКонтакте» были обнаружены материалы, которые можно трактовать как пропаганда экстремизма. Среди прочего в открытом доступе можно наблюдать выступления террористов и лидеров бандподполья на Кавказе», — рассказал «Известиям» вице-спикер Государственной думы и член фракции «Единая Россия» Сергей Железняк.
Отыскав экстремизм, бдительный депутат не замедлил направить в Роскомнадзор и Генеральную прокуратуру запросы, чтобы разобраться с контентом, размещенном в этой социальной сети.
Другой член фракции — Гаджимет Сафаралиев потребовал не только «разобраться с экстремистской информацией», но и с самим руководством «Вконтакте».
«Нам необходимо как-то законодательно рассмотреть и наказание для самих владельцев социальных сетей, которые позволяют подобной информации появляться среди своего контента, — подчеркнул депутат. — А выступлений таких персон, как Доку Умаров, вообще не должно быть в открытом доступе в сети, в которой половина аудитории является, по сути, детьми. Это прямое влияние экстремистских идей на нашу молодежь. Но это же террорист, особо опасный преступник. А тут же его выступления спокойно месяцами висят в открытом доступе. И это уже вопросы государственной безопасности».
Депутаты даже нашли решение проблемы – они намерены провести тендер, по которому будет выбрана организация, «которая станет заниматься мониторингом всего Рунета с целью выявления незаконного контента».
Отметим, что руководство «Вконтакте» уже отреагировало на заявление единороссов. В пресс-службе социальной сети посоветовали депутатам обращаться напрямую к ним. А не писать жалобы прокурорам.
«Они могут напрямую связаться с нами и указать на материалы, которые, как они считают, не должны находиться в открытом доступе, и мы, конечно же, их уберем без прокурорских проверок и Роскомнадзора. Что касается создания системы, чтобы скрыть в поиске персоналии, связанные с бандподпольем, то мы считаем, что это будет чем-то наподобие цензуры», — подчеркнули в пресс-службе соцсети.
По мнению эксперта Информационно-аналитического центра «Сова» Натальи Юдиной, во «Вконтакте» действительно очень много контента экстремистского толка, однако прежде, чем обращаться в прокуратуру, лучше сотрудничать с самой организацией.
«Проверять информацию в этой соцсети нужно, но проблема в том, что наши правоохранительные органы, кажется, только на этом и сосредоточились. Но публикуют такую информацию не только во «Вконтакте». К тому же руководство соцсети действительно само занимается проверкой размещаемого контента и очень легко идет на контакт с общественными организациями, — считает эксперт. – Что касается мониторинга рунета, то это идея не нова. Но, на мой взгляд, такая хаотичная проверка ни к чему не приведет, разумнее заниматься мониторингом конкретных групп, а не выискивать в соцсетях какие-то отдельные реплики и наказывать за них».
Известный российский блогер и фотограф Илья Варламов, напротив, уверен, что руководство «Вконтакте» сквозь пальцы смотрит на нарушения закона ее пользователями.
«Нужно принять какие-то меры в соответствии с российским законодательством, чтобы организация этой соцсети внимательно следила за размещаемым контентом. Потому что в других соцсетях такие проблемы очень быстро и жестко решаются, а «Вконтакте» как-то очень долго и неохотно разбирается даже с нарушением авторских прав. Были у них проблемы и с детской порнографией. И совершенно непонятно, почему они так халатно относятся к нарушению законодательства своими пользователями», — заявил WordYou.Ru Варламов.
Что касается массового регулирования рунета, по мнению блогера, не стоит создавать никаких отдельных организаций, раз в России уже существует Роскомнадзор и системы, которые автоматически отслеживают все комментарии на сайтах СМИ.
«Честно говоря, не знаю, сколько на это тратится сил, времени и денег, но судя по тому, что нецензурные и разжигающие ненависть комментарии регулярно появляются в огромных объемах на сайтах СМИ, система не очень эффективна, — отмечает Варламов. – Но я и не представляю, как можно регулировать такое огромное информационное пространство как интернет, и по силам ли это отдельно взятому государству».