«Я скажу предельно ясно. Мы будем готовы принимать у себя г-на Хашими столько, сколько он захочет остаться, и мы не будем передавать его», — сказал Эрдоган на пресс-конференции в Анкаре.
В воскресенье иракский суд признал Хашими, обвинявшегося первоначально в руководстве «эскадронами смерти», виновным в организации убийства двух человек, и приговорил заочно к смертной казни через повешение.
Выступая на следующий день в Турции, Хашими заявил, что справедливое судебное разбирательство в Багдаде было бы невозможно. Он обвинил своего давнего соперника, премьер-министра Нури аль-Малики в манипулировании судом и ведении против Хашими политической вендетты.
«Этот приговор несправедливый, политизированный, незаконный, и я не признаю его, — сказал он журналистам в Анкаре. — Но я ношу это как почетную медаль на груди, потому что за этим стоит Малики, а не кто-то другой. Я горжусь тем, что меня преследует именно Малики».
В политической подоплеке судебного процесса против иракского политика уверен и Реджеп Тайип Эрдоган. «В обвинениях против него нет правды. Напротив, Хашими, к сожалению, потерял членов семьи в Ираке, — цитирует турецкого премьера «Рейтер». – О том, что он замешан в подобных действиях, не может быть и речи».
На прямой вопрос, вернется ли он в Багдад в течение 30 дней, чтобы добиваться пересмотра дела, в соответствии с иракскими законами, Хашеми ответил: «Не собираюсь, независимо от предложенных мне временных рамок».
Хашими бежал в Турцию вскоре после того, как шиитское правительство Ирака выдвинуло против него обвинения в декабре, сразу вслед за выводом из страны американских войск.
Громкий судебный процесс спровоцировал правительственный кризис и усилил недовольство суннитской и курдской части населения страны шиитским премьером Малики, которого оппоненты обвиняют в монополизации власти.
Тарик аль-Хашими, занимающий должность вице-президента с 2006 года, объявлен в розыск Интерполом, но это не заставит Анкару отправить его обратно в Багдад, заявил журналистам после заседания турецкого правительства в понедельник заместитель премьер-министра Бюлент Арынч.
Он напомнил о двустороннем правовом договоре между Турцией и Ираком 1989 года, который гарантирует каждой стороне право отказать в выдаче осужденного, если уголовное расследование запрашивающей стороны мотивировано расовой принадлежностью человека, его вероисповеданием или политическими убеждениями.
Анкара будет настаивать на осуществлении этого права в случае необходимости, но это, вероятно, произойдет позже, истечет отведенный по закону срок, и смертный приговор будет считаться окончательным, добавил Арынч.
Пока же Турция предоставила аль-Хашими политическое убежище на основании свидетельств, что его дело не уголовное, а политически мотивированное, пишет Today’s Zaman.