Мадумаров и Ташиев – южане, а региональный фактор, увы, по-прежнему остается определяющим в политической жизни Киргизии. Если при президенте Бакиеве во власти преобладали представители Юга, то после прошлогоднего «апрельского переворота» рычаги управления оказались в руках выходцев из северных областей.
«За кого проголосуешь?!»
В узбекских селах до сих пор сохраняется тревожная обстановка. Жители боятся, что предвыборная волна способна вызвать повторение погромов, бушевавших здесь в июне 2010 года. Не случайно в конце прошлой недели Совет правозащитников Кыргызстана призвал власти принять повышенные меры безопасности на юге Киргизии, «обеспечить верховенство закона и свободу волеизъявления народа».
Как рассказал корреспонденту WordYou сельчанин Расул (узбек, как 80% населения Сафед-Булон), предвыборная борьба приобрела в этих местах весьма причудливые формы. Частыми гостями здесь стали «однотипные» молодые люди спортивного телосложения (понятно, киргизы по национальности). Они довольно навязчиво пытаются выяснить у сельчан, за кого те собираются голосовать. Если ответы их не устраивают, они начинают угрожать повторением «разборок» 2010 года. Сам Расул сказал, что отдаст свой голос за премьер-министра Атамбаева.
Одной грязью мазаны
Корреспондент WordYou побеседовал с жителями киргизской столицы на тему предстоящих выборов.
Пиар-менеджер одного из развлекательных центров Марат Дарханбаев:
— Предвыборная гонка сегодня больше напоминает обливание друг друга грязью. Конечно, интересно наблюдать за этим балаганом, но есть опасения, что перед выборами страсти могут выплеснуться на улицы.
По мнению Марата, президентом станет Алмазбек Атамбаев и решающую роль в этом сыграет Россия: «Очевидно, что Кремль «поставил» на него (Киргизию даже позвали в Таможенный союз), и лучше будет, если именно Атамбаева изберут президентом. Думаю, этот человек сможет наладить отношения с ближайшими соседями и вывести страну из кризиса. К тому ж, он самый грамотный из всех кандидатов».
Услышав слово «Россия» к разговору присоединилась магистрант одного из бишкекских университетов Юлия Архипова:
— Не будем тыкать пальцем в небо, говоря о том, на кого поставила Россия. Если честно, предвыборная кампания ни одного из кандидатов меня не впечатлила. Ничего нового и эффективного — все те же лица. Особо выделяется разве что Атамбаев – как наиболее адекватный политик. А про иных кандидатов и подумать-то страшно, что кто-то из них может стать президентом.
Алмазбек и Камчыбек
К беседе за пиалой крепко заваренного подсоленного чая присоединились журналист Дамира Суюналиева и безработный Анас Жангахиров, заявившие, что им «интересен Камчыбек Ташиев»: «Он не был замешан в коррупции при Бакиеве и Акаеве. Он всегда держал свое слово, и не отступал. После 7 апреля он тоже не предал своих избирателей (Ташиев возглавлял МЧС в 2007 – 2009 годах, то есть при Курманбеке Бакиеве. – Ред.) и пошел против новой власти, и победил на парламентских выборах. Думаю, именно он станет президентом!», — горячился Анас.
В это время по радио передавали информацию о розыске Кадыржана Батырова лидера узбекской общины Джалал-Абада, которого суд признал виновным в «организации провокаций», приведших к прошлогоднему кровопролитию. Глава Госкомитета национальной безопасности Кенешбек Душебаев утверждал, что Батыров находится на территории Украины и периодически выезжает в Объединенные Арабские Эмираты. И у киргизских властей нет возможности его задержать.
«Узбеки-то наверняка будут голосовать за Алмазбека Атамбаева, — заметила журналистка Дамира. – В махаллях (узбекских кварталах. – Ред.) только об этом и говорят. Он и компенсации за прошлогодние события платит, и большие дома для узбеков в Оше строит». Если неформальные узбекские лидеры действительно на стороне Атамбаева, то зная сплоченность узбекской общины, можно констатировать, что эта часть электората у него «в кармане».
Наша справка
Столкновения между представителями киргизской и узбекской общин юга Киргизии вспыхнули в ночь с 10 на 11 июня 2010 года в Оше, а 12 июня перекинулись на Джалал-Абадскую область. Они привели к многочисленным человеческим жертвам и колоссальным разрушениям. Восстановить порядок и прекратить погромы местным властям удалось лишь к 15 июня. Комендантский час в Ошской и Джалал-Абадской областях длился до 10 августа.
Данные о числе жертв разнятся. Первоначально правозащитные организации сообщали о 2 тыс. погибших.По официальным данным, всего за время конфликта убито 442 человека, более 1500 ранено. Международная комиссия, занимавшаяся расследованием этих событий сообщала о 470 погибших. По данным Amnesty Europe and Central Asia около 74% убитых составляли узбеки, 25% — киргизы и 1% — люди других национальностей.