Тематика разная: от исследования человеческого тела, конфликта между Израилем и Палестиной, будничной жизни южноафриканских семей до зажигательных плясок креветок или экзистенциального кризиса роботов.
Одной из наиболее ярких работ является, на мой взгляд, пронзительная лента «Дикий», созданная потрясающим воображением Даниэля Соузы. Трагичный и даже мрачноватый 13-минутный фильм, раздающий звонкие оплеухи современной цивилизации. Это история мальчика-маугли, выдернутого из дикой среды и помещенного в современный мир, где ребенок оказывается, не менее (или более?) беззащитен, чем когда-то перед стаей волков … Жесткая хроника душевного насилия – в этом весь Даниэль Соуза.
Герои Соуза непременно страдают (это чувство, вырастающее до сострадания, наверно, и объединяет все человечество). Сначала они страдают от окружающей среды; потом, привыкнув к ней, начинают мучить себя, не принимая окружающее пространство. Но они уже и не в силах отвернуться от него, поскольку сами стали частью этого пространства. Таким вот образом, режиссер, по его словам, изучает психологические нюансы взаимоотношений между человеком и миром.…
Не менее примечательна и лента независимого американского режиссера, номинанта на «Оскар» Дона Херцфельдта под названием «Такой прекрасный день». Художник просто скрупулезно разыгрывает состояние человека сходящего с ума.
Главный герой Билл однажды сбивается с жизненного шага, теряет ощущение реальности, понимание, как ему дальше идти по жизни… И все происходящее вокруг превращается в сумбур… Репортаж о «схождении с ума» получился потрясающий.
Амебы – улов соцсетей
Каждая из историй, представленных на фестивале, как начинающими режиссерами, так и признанными мастерами масс-медиа, могла бы стать отдельным фильмом с завязкой, конфликтом, развязкой и профессионально раздутым бюджетом, но вместо этого получился лаконичный фестиваль, открывшийся под темой «Антисоциальные сети».
Своими работами, режиссеры, словно призывают отказаться от бессмысленного времяпровождения в блоках и чатах, и обнаружить себя в реальности, задуматься об окружающем и возможно погрузиться в сети искусства…
«Это ответ на ту активность, с которой обсуждается влияние социальных сетей на нашу жизнь – все представленные работы, так или иначе, отражают мнение авторов, которые видят опасность в соцсетях,– утверждают организаторы «LINOLEUM». – В своих фильмах режиссеры пробуют ответить – кто они, люди находящиеся вне социальных сетей, оторванные от цивилизации? И есть ли вообще жизнь вне социальных сетей?».
К слову, на эти же вопросы попытались дать ответ и участники внеконкурсной программы фестиваля – «Open Mind». Российские авторы представили свои экспериментальные работы в области веб-арта, телекоммуникационного искусства, документального кино и прочих экзотических течений мультимедиа.
Но, честно говоря, понятного тут мало. Например, на экране могут методично прыгать цветастые амебы и инфузории туфельки. По замыслу авторов они символизируют человеческую замкнутость и пугающую отгороженность от окружающего мира. Правда, без подробных объяснений самостоятельно придти к осмыслению этих образов практически невозможно.
Впрочем, «заставить зрителя задуматься», наверно, и является тем самым неотъемлемым свойством «актуального искусства»… .