Как отмечают инициаторы закона, посвятившие свою жизнь проблемам подозрительных этносов, значительная доля преступлений в России приходится на выходцев из кавказских республик и нелегальных мигрантов, которым часто удается избежать наказания, так как их покрывают диаспоры, в которых существует система оперативного оповещения и заступничества за представителей своей национальности. Диаспоры, по словам инициаторов закона, также зачастую «оказывают давление на следствие и потерпевших».
«Руководители диаспор, как правило, хорошо осведомлены о подробностях дела и местонахождении подозреваемого. Поэтому они могли бы оказать помощь правоохранителям в раскрытии преступления», — цитирует пояснительную записку депутатов газета «Известия».
Единороссы указывают на то, что в диаспорах «выстроена жесткая иерархия и беспрекословное подчинение старейшинам». По новому закону, если он будет принят, национальные диаспоры обяжут содействовать следствию, предоставляя необходимую информацию, консультируя по вопросам национальных особенностей и участвуя в переговорах.
Наладить сотрудничество депутаты предлагают по ряду статей Уголовного кодекса. Это статьи 105 («Убийство»), 131 («Изнасилование»), 111 («Избиение»), 228 («Приобретение и хранение наркотиков») и 282 («Возбуждение национальной ненависти»). Видимо, именно в этих преступлениях, по мнению Журавлева, лидируют кавказцы и мигранты. В остальных преступления, в том числе в коррупции, видимо, в лидерах ходят другие этносы.
Что будет грозить тем, кто откажется от работы со следствием, Журавлев пока не решил, что значительно ослабевает эффективность закона, если он будет принят. Ничего не упоминается в законопроекте и о том, кто будет «сотрудничать со следствием» в случае совершения преступлений представителями национального большинства. Или будет специально для этого создана русская диаспора?
К счастью, концептуальный депутат заявил, что намерен еще доработать свой законопроект, и надеется, что остальные единороссы поддержат его инициативу. Но было бы правильно, если бы при голосовании в Думе по данному законопроекту, представители указанных диаспор были лишены право голоса. Тут же налицо конфликт интересов.
«Да, есть какая-то часть общин, которые защищают своих земляков не только, когда они невиновны, но и когда виноваты. И это достаточно порочная практика. Но большинство общин занимается чисто культурной программой. И я не понимаю, на каком основании можно заставить общественное объединение отвечать за человека, который будучи той или иной национальности совершил преступление, — заявила WordYou.Ru руководитель центра «Миграция и закон» при фонде «Таджикистан», правозащитница Гавхар Джураева. — Если это все же будет принято, то тогда наша замечательная русская община заграницей, куда входят и бывшие графы, которые всеми силами пытаются сохранить русскую культуру, тоже должна будут отвечать за криминал? Я себе, например, не представляю, чтобы представителя русской диаспоры где-нибудь в Узбекистане, который взялся защищать русскую культуру, язык и духовность, вызывали бы на ковер к следователю после каждого преступления».
По мнению правозащитницы, чтобы избежать ситуаций, когда богатые и сильные диаспоры влияют на следствие и откупают бандитов, власти способствовать объединению отдельных общин в межнациональные организации, где вырабатывались бы механизмы помощи следствию. (Кстати, исходя из данной логики, необходимо внести в законопроект запрет правоохранительным органам брать взятки у представителей национальных диаспор).
«Но и в этом случае обязывать нас работать со следствием – незаконно. Диаспора — это не следственный орган. А так получается, что даже когда у меня не будет никаких сведений, я, как глава диаспоры, должна буду искать преступников? Это не в моей компетенции», — говорит Джураева.
По мнению политолога Деньги Халидова, инициатор законопроекта совершенно не знаком с данными криминальной статистики России.
«Если он заглянет в эту статистику, то увидит разительную разницу в криминальной обстановке между русскими областями и северокавказскими регионами, где уровень криминала намного ниже. Может, ему лучше взяться за разбор случаев каннибализма, убийства детей, педофилии, о которых мы слышим каждый день?» — заявил Халидов.
Законодательная инициатива Алексея Журавлева вызвала вопросы и в депутатской среде. Так, по словам эсера Ильи Пономарева, подобный закон может послужить причиной «для дискриминации по национальному признаку».