Закрыть

Праздники и приметы

Плохие времена в Бирме

 

Никто не оспаривает тот факт, что около 100 тысяч  рохинья (из общего числа  800 тысяч) являются сейчас внутренними беженцами в Бирме, в то время как другие бежали через границу в Бангладеш. Как и следовало ожидать, решительно выступили буддийские монахи в Бирме. К сожалению, на этот раз они выступили не на той стороне.

Это вызывает недоумение. Когда папа Римский читает миру лекции о нравственности, очень немногие некатолики  обращают внимание. Когда иранский аятолла Хаменеи дает  миру наставления о добре и зле, большинство из тех, кто не является мусульманами-шиитами,  только пожимают  плечами. Но к буддийским лидерам проявляют обычно больше уважения, потому что большинство людей думают, что буддизм – это  на самом деле религия терпимости и мира.

Когда Далай-лама высказывается о несправедливости, люди слушают. Большинство из них не разделяют его убеждения, и, вероятно, не ответят делами  на его слова, но они слушают с уважением. Однако он не сказал совершенно  ничего о том, что происходит с рохинья – как, впрочем,  и любой видный  буддийский лидер.

Справедливости ради следует отметить, что далай-лама тибетец, а не бирманец, и все же он обычно не столь сдержан в своих суждениях. Что касается собственно буддистских монахов Мьянмы, они были героями в долгой борьбе страны против тирании — так что несколько сбивает с толка, когда видишь, что они сами ведут себя как угнетатели.

Буддийские монахи стоят возле  лагерей для беженцев в Аракане, и прогоняют  людей, которые пытаются принести рохинья еду и другую помощь. Две влиятельных буддийских организации  в этом регионе – Ассоциация молодых монахов  Ситтве и Ассоциация монахов Мраук У —  призывают местных жителей не иметь с ними никаких контактов. В одной из распространяемых монахами  брошюр говорится, что  рохинья «жестокие от природы».

И Аун Сан Су Чжи, женщина, которая два  десятилетия провела  под домашним арестом за то, что противостояла правящей военной хунте  — женщина, которая однажды может стать  первым демократически избранным премьер-министром  Мьянмы – тоже отказалась  предложить рохинья какую-то помощь или поддержку.

Недавно один  иностранный журналист спросил, считает ли  она рохинья гражданами Бирмы. «Не знаю, — уклонилась она от ответа. – Мы должны очень четко понимать законы о гражданстве, и кто имеет право на него».

Если бы она была честна, она бы ответила: «Конечно, рохинья являются гражданами, но я не смею этого сказать. Военные наконец оставляют  власть, и я хочу победить на  выборах в 2015 году. Я не получу никаких голосов, защищая права бирманских мусульман».

Нельсон Мандела, с которым ее часто сравнивают, никогда бы ничего подобного не сказал, но это нехватка  мужества с ее стороны, которая не имеет ничего общего с религией. Вера и нравственное поведение не всегда идут рука об руку, и национализм часто заглушает и то, и другое. Так что давайте перестанем удивляться, что буддисты так себя ведут,  и просто рассмотрим, что на самом деле происходит в Мьянме.

Предки рохинья поселились в области Аракан между 14 и 18 веками, задолго до того, как в Бирму – называемую теперь Мьянмой —  прибыла основная волна иммигрантов из Индии после завоевания ее Британской империей в 19 веке. К 1930-м годам  приехавшие относительно недавно индийцы составляли  большинство в наиболее крупных бирманских городах, и доминировали в коммерческом секторе экономики. Напряженность в стране,  естественно, была очень высока.

Японское вторжение во время Второй мировой войны привело к бегству из  Бирмы большинства из тех индийских иммигрантов, но страх и ненависть бирманцев к «иностранцам» в их рядах остались, и затем были обращены против  рохинья. Ополчились на них главным образом потому, что они воспринимались как «иностранцы», и тот факт, что они были мусульманами в почти поголовно  буддийской стране, только способствовал отчуждению.

Живущие в Аракане рохинья были бедными фермерами, как и их буддийские соседи,  и их права на бирманское гражданство не подвергались никакому сомнению до тех пор, пока власть в стране не захватили военные в  1962 году. В 1978 году армия напала на рохинья, прогнав около 200 тысяч человек за границу, в соседнюю  Бангладеш. Эта  кампания была  отмечена масштабными убийствами, массовыми изнасилованиями и разрушением мечетей.

Военный диктатор того времени  Не Вин лишил всех рохинья гражданства  в 1982 году, принятые им  новые законы запрещали им выезжать без официального разрешения, не давали  владеть землей, а молодожены должны были подписывать обязательство иметь не более двух детей. Следующая  военная кампания  в 1990-91 годах привела к изгнанию  в Бангладеш еще четверти миллиона рохинья. А теперь новая волна.

В воскресенье бывший генерал Тейн Сейн, переходный президент Бирмы, ответил верховному  комиссару ООН по правам человека Нави Пиллэй: «Мы возьмем на себя ответственность за наш национальный народ, но невозможно принять  незаконно проникших  рохинья, которые не принадлежат к  нашей национальности». Всех их должна принять какая-то другая страна, сказал он.

Но рохинья  вовсе не «проникли  незаконно», к тому же в Мьянме насчитывается более десяти  «национальностей».  На самом деле такой  политикой движут страх, жадность и невежество — как обычно, используемые политиками, которые потворствуют  националистическим страстям и  религиозным предрассудкам. Как оказалось, буддисты тоже падки на все это. К большому удивлению.

Гвайн Даер, независимый журналист из Лондона. Английский вариант статьи опубликован на сайте winnipegfreepress.com


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях