При свергнутом режиме все палестинцы моложе 40 лет могли передвигаться от границы с Газой до аэропорта и обратно только в сопровождении сотрудника службы безопасности, следившего за тем, чтобы они не провели лишнего времени на египетской территории. Палестинцы считали такую практику унизительной, тем более что часто она означала задержание на границе или в аэропорту в ожидании сопровождающих на срок до трех дней — обычно в небольших помещениях, рядом с преступниками.
«Представьте, что вы заперты в маленькой комнате в подвале аэропорта, вам не разрешается пить, есть или ходить в туалет без разрешения сотрудника служб безопасности, — рассказал «Аль-Джазире» 36-летний предприниматель из сектора Газа Юсеф Рамадан, который часто ездит в Китай через Египет. — Унижение — это не то слово. Это просто кошмар».
В мае, возвращаясь из Китая, он провел в таких условиях 36 часов.
«Пришло время покончить с этим, и навсегда. Какой смысл путешествовать по всему миру, если в Египте, арабской стране, с тобой обращаются как с животным».
Новые меры египетских властей, призванные покончить с этой практикой, позволяют палестинцам пересекать страну по своему собственному усмотрению и оставаться в ней на срок до 72 часов. Эти меры вступили в силу утром в понедельник, застав многих силовиков врасплох, поскольку официально о них объявлено было позже.
«По соображениям безопасности»
Но пограничные ограничения в Рафахе вызвали не только боль и унижение. Несколько человек умерли, так и не дождавшись возможности пересечь границу по медицинским показаниям.
В июле 2006 года, в ожидании возвращения в сектор Газа, на египетской стороне границы умерли четыре палестинца. Переход был закрыт на несколько недель после взятия бойцами ХАМАС в плен израильского солдата Гилада Шалита; двумя из пострадавших от коллективного наказания были 19-летняя женщина и полуторагодовалый ребенок.
Молодая женщина, Мона Исмаила, возвращалась после операции в одной из больниц Каира. На границе состояние ее здоровья резко ухудшилось, и длительного ожидания она не пережила. Младенец Хамзе Абу Талеб умер от теплового удара.
С тех пор пропускной пункт в Рафахе, на границе Газы и Египта, был почти постоянно закрыт — за исключением редких случаев, удовлетворявших лишь небольшой процент насущных потребностей в поездках жителей осажденного сектора.
Попытки жителей Газы реализовать свое право на свободу передвижения и доступ к медицинской помощи, работу, возможности получения образования и встречи с родственниками последовательно пресекались службой пограничной безопасности.
Переход из Газы в Египет — для большинства жителей сектора был просто кошмарным процессом. Процедуры служб безопасности превращают простую поездку, которая, по идее, не должна бы занимать более получаса, в настоящее испытание терпения и воли — даже члены одной семьи, желающие воссоединиться, и те, кто нуждается в медицинской помощи за границей, проходят через долгий, трудоемкий процесс.
Прежние египетские власти утверждали, что строгие меры безопасности в Рафахе необходимы, чтобы не допустить в страну жителей Газы, связанных с движением ХАМАС.
Но даже если и так – далеко не все в Газе принадлежат к ХАМАС. По словам начальника пропускного пункта в Рафахе Махера Абу Сабха, число жителей Газы, стоящих в очереди на выезд из блокадного сектора, перевалило за 20 тысяч. Даже при облегченных ограничениях этим людям придется, вероятно, ждать несколько месяцев, прежде чем их выпустят за границу.
Кроме того, нет никакой уверенности, что новые меры продержатся долго, и граница в любой момент не будет вновь закрыта. К тому же они вовсе не означают, что палестинцы могут теперь пересекать границу, когда им вздумается — они должны указать весомую причину для выезда из сектора.
Облегченные ограничения?
Источники в египетских службах безопасности заявили, что въезд в страну будет разрешен только тем, кто нуждается в медицинской помощи, студентам, жителям Газы, имеющим разрешение на пребывание в Египте или желающим выехать в другие страны, и иностранцам, которые хотят покинуть сектор Газа.
В экономическом плане «более свободная» граница сектору Газа не поможет, поскольку возможности для импорта или экспорта будут по-прежнему сильно ограничены. Кроме того, виды строительных материалов, разрешенных для ввоза на блокадную территорию, и дальше будут определяться «соображениями безопасности». Даже гуманитарной помощи не всегда удается преодолеть границу в Рафахе.
И все же решение властей вызвало определенное замешательство среди силовых структур Египта — и даже, похоже, некоторое сопротивление. Некоторые офицеры служб безопасности, по словам одного из сотрудников аэропорта, отказывались выполнять это распоряжение, демонстрируя, насколько глубоко укоренилось в них восприятие палестинцев как потенциальной угрозы.
Но хотя поначалу некоторые чиновники отрицали смягчение пропускного режима, ранним утром в понедельник семь жителей Газы были пропущены в Египет без обычных ограничений, сообщили в аэропорту.
Этим переменам предшествовал ряд встреч, состоявшихся на прошлой неделе между новым президентом Египта Мухаммадом Мурси и лидером ХАМАС Халедом Машаалем, а также номинальным главой палестинской администрации на оккупированном Израилем Западном берегу Махмудом Аббасом.
Влиятельные силовые структуры Египта годами монополизировали политику страны по отношению к соседней Палестине, как правило, тесно сотрудничая с Израилем и придерживаясь крайне жесткой линии из опасений распространения влияния ХАМАС.
Однако после свержения в прошлом году бессменного президента Хосни Мубарак – и особенно после избрания его преемником кандидата движения «Братья-мусульмане» — они претерпели значительные сотрясения. И нынешняя первоначальная реакция некоторых чиновников на послабление пограничного режима может отражать страх, что новый президент вторгается в их привычные сферы влияния.