Союзники «Братства» назвали этот день «решающим» в хаотическом переходе к демократии, и сотни сторонников движения пришли в зал суда, чтобы обвинить генералов в использовании судей с целью подрыва авторитета президента.
Прерываемый криками и стычками, председательствующий судья приостановил слушание и перевел заседание в другой зал, пытаясь восстановить порядок. Но нарушения продолжались, и многие судьи покинули заседание, так и не приняв никаких решений.
«Этот суд всегда гордился тем, что его залы открыты для публики, — заявил судья Абдель Салям аль-Наггар. — Что случилось в этом зале – неужели ему приличествует такой терроризм?»
Вспыхнувшие в судебном зале страсти отражают распространяющееся в египетском обществе недовольство хаотичным и прерывистым переходом к демократии, начавшимся после свержения в прошлом году бессменного лидера страны Хосни Мубарака.
Хотя правление военного совета, продолжавшееся более 16 месяцев, официально закончилось с победой Мухаммада Мурси на выборах в июне, президенту еще только предстоит сформировать кабинет. К тому же в стране нет полноценно функционирующего парламента и конституции, что углубляет в людях ощущение хаоса, толкающего экономику к неплатежеспособности и бюджетному кризису.
Судьи категорически опровергают обвинения, что находятся под влиянием военных. Каирский административный суд должен был решить, распускать ли занимающееся разработкой новой конституции учредительное собрание, которое было сформировано преимущественно исламистским парламентом, распущенным впоследствии правившими генералами.
Кроме этого, решалась дальнейшая судьба и самого парламента, восстановленного указом президента. Разногласия по этим вопросам проявились в полной мере в зале суда.
«Долой, долой военное правление», — кричали сторонники «Братства», требующие, чтобы учредительное собрание продолжило свою работу.
Эти выкрики вызвали гневную реакцию их оппонентов. «Долой, долой правление Верховного вождя», — крикнула одна женщина, имея в виду лидера «Братьев-мусульман» Мухаммада Бади.
Когда хаос усилился, судьи решили перенести заседание на четверг.
«Это не правосудие, — сказал судья Набиль Габриэль. — Я считаю Мурси лично ответственным за это безобразие. Он несет ответственность за наведение порядка».
Конца не видно
Борьба за власть, начавшаяся после свержения Мубарака, переместилась постепенно с улиц к избирательным урнам, а затем в суды, которые, как опасаются сторонники «Братства», могут быть использованы для оттеснения военными движения от власти.
На заседании во вторник, помимо учредительного собрания, судьи должны были также рассмотреть апелляции на указ военных о роспуске парламента и распоряжение президента Мурси о возобновлении его работы.
На своей странице в Facebook созданная «Братством» Партия свободы и справедливости (ПСС) назвала это заседание «решающим».
И все же в обществе мало надежды на то, что эти решения, когда они наконец будут приняты, положат конец борьбе за влияние в основных государственных институтах и непрестанным судебным апелляциям, тормозящим возвращение Египта к стабильности.
Сторонники «Братства» заявляют, что никто не вправе отменить выборные институты.
«Кто выбирал Учредительное собрание? Парламент. А кто выбирал парламент? Народ. Мы сами определяем свою судьбу», — сказал агентству «Рейтер» 20-летний участник протестов Ахмед Мухаммад аль-Сайед, член ПСС.
Суд закрыл заседание решением рассмотреть требование адвоката о смене судей, занимающихся рассмотрением дела об учредительном собрании.
Он также постановил, что обжалования армейского указа о роспуске парламента будут направлены на рассмотрение судейской коллегии, пообещав, что примет в четверг решение о законности указа военных, отдающего им законодательные полномочия и ограничивающего компетенцию президента.
«Состояние этой страны просто неприемлемое, — сказал преподаватель иностранного языка Ахмед Махмуд, приехавший в каирский суд с северо-востока Египта, чтобы выразить свое недовольство. — Они хотят, чтобы переходный период у нас продолжался не год, а 10 лет».