Биеннале называют одним из самых амбициозных проектов современности, а его организаторы уверяют, что при отборе участников внимание уделялось творческому потенциалу, смелости эксперимента, поиску новых взглядов и методов.
И надо сказать, отбор получился отменный: ребята действительно использовали неординарные материалы и методы. Например, словенец Марек Кветан нагромоздил двухметровую стопку тарелок, наглядно продемонстрировав зрителям вопиющую «хрупкость бытия».
А американцы Зарухи Абдаляна и Джозефа Розенцвейга прикрепили под потолком прожектор так, что его луч не освещал ничего, кроме собственного кабеля и розетки.
Прожектор показывал вовсе не то, что питается током. Он демонстрировал абсолютную губительность «замкнутости».
О многозначительных бесцельностях
Неординарность и смелость, конечно, вещи любопытные. Но иногда им весьма сложно заменить мысль, идею, актуальность. По сути, ставка только на неожиданный ход, и есть замкнутая система, которую выхватил из мрака прожектор. И непонятно почему молодые дарования так непоколебимо уверенны, что сам уже сам факт их обращения к какой-либо теме сразу делает ее интересной и актуальной для общества….
Вообще, истинный талант вырастает из почвы сомнений. И результат никогда не опережает мучительный процесс поиска. А молодые таланты сначала соорудят что-либо, а потом придумывают идею созданного. Вот Эсана уль Хака из Пакистана «создал» огромный параллелепипед из мешков с цементов и считает, что внутри него «зарыт» здоровый философский смысл.
Я не поверила на слово, и смысл за мешками не увидела и попросила автора уточнить — что это за смысл? Но пакистанец лишь загадочно жмет одним плечом (концептуальное движение!) и отвечает: «Я долго думал, прокручивал в голове различные концепции и сделал вывод – это типа много из ничего».
А может просто – ни-че-го?
Возможно дело в ключевом слове «молодые» (которое зачастую умело подменяет термин «неопытные»), но большинству художников, почему-то не пришла мысль, что зрителя надо еще и как-то зацепить, завлечь, сделать так, чтобы совершенно непонятные вещи стали обретать не только свою художественную ценность, но и логичное объяснение сути…
В этом смысле меня поразила еще одна экспозиция – «Война в Чечне». Изуродованные книги – их рвали, жгли и штопали и сразу видно «с душой»…. Но, каким образом они олицетворяют конкретные события в этой республике?
Обратилась с этим вопросом к самому автору Айслану Гайсумову. Тот недоуменно покрутил пальцем у виска: «Ой, ну, как можно не понять о чем работа? Зачем спрашивать или думать? Это написано на табличке! Где она? Ну, там где-то в зале, главное ее найти!».
Согласна, гению дозволено всё. Но, увы, не всех, кому всё дозволено, можно назвать – гением.
Толпотворение – не наш путь
Само открытие Биеннале было весьма провокационным и неожиданно переросло в акцию в защиты группы Pussy Riot. Во время приветственной речи министра культуры Владимира Мединского собравшиеся начали активно размахивать плакатами «Free Pussy Riot». Министр культуры повел себя культурно – он не заметил эту акцию. Деловито закончив свою речь, скоропостижно удалился, так и не посетив открытую им выставку.
Других острых политических моментов на Биеннале нет, если не считать параллельный проект «Музей пролетарской культуры» Арсения Жиляева: «оккупайская» палатка и рассредоточенные по всему ЦДХ «одиночные пикетчики» с плакатами, в том числе и в поддержку оскандалившейся панк-группы Pussy Riot.
«Народное творчество масс – отметил Жигляев WordYou.ru – перед нами пример истинной революционности, которая творит искусство. Уже в 20 веке существовала эта жуткая социальная проблема современности – толпообразование. И оно продолжается. Если раньше еще средний класс мог бороться за свои права, то сейчас идет жуткое расслоение, где правила диктует лишь элита. Выставка, в первую очередь – это образная попытка избавиться от культа потребления и фетишизма, она дает понимание, кто является тем авангардом людей, которые не хотят превращаться в толпу».