Интрига, связанная со странными итогами деятельности этой странной комиссии, имеет два, тесно связанных друг с другом аспекта – юридический (открытый, для публики) и политический (конфиденциальный).
Два шага по Леви
Самый сенсационный юридический вывод «комиссии Леви» заключается в том, что Западный берег реки Иордан, оккупированный сионистами в июне 1967 года, оказывается на самом деле вовсе не оккупированной территорией. «Иудея и Самария (так обозначается в отчете комиссии территория Западного берега реки Иордан – Ш.С.) никогда не были легитимной частью другого государства». Следовательно, не может быть и речи о незаконности еврейских поселений на Западном берегу. Кстати, само понятие «Западный берег реки Иордан», уже давно закрепленное в современном международном праве, в данном «документе» вообще не упоминается.
Формально, Нетаньяху срочно сформировал эту «команду Леви» для того, чтобы пересмотреть рекомендации предыдущей комиссии, которую возглавляла левый израильский политик Талия Сасон. В 2005 году отчет Т. Сасон рекомендовал снести израильские поселения на оккупированном Западном берегу реки Иордан.
Чем же обосновывают свои «сенсационные» заключения Леви и К? Собственно в юридическом плане есть только два, притянутых за уши, аргумента.
Во-первых, авторы отчета туманно напоминают, что согласно нормам международного права, действия законов об оккупации ограничены во времени. Поскольку они сами не очень-то убеждены в своей правоте, то это достаточно выпукло и отражается в соответствующем пассаже: «Однако Иудея и Самария находятся под властью Израиля уже десятки лет, и неизвестно, закончится ли этот период вообще. Поэтому у израильтян есть полное право там селиться».
Комиссия, созданная Нетаньяху, требует узаконить статус десятков и сотен незаконных поселений на Западном берегу реки Иордан, которые были возведены при прямой и косвенной поддержке государства Израиль на палестинских землях. «Государственная поддержка свидетельствует, что правительство фактически одобрило возведение поселений, хотя и неформально. По нашему мнению, это означает, что для завершения всех легальных процедур нового решения правительства не требуется». Иначе говоря, для полной и окончательной легитимизации израильских поселений, на Западном берегу никакого специального решения израильского правительства и не требуется, поскольку с самого начала эти поселения, оказывается, были законны. А, соответственно, и давить на правительство Нетаньяху не следует, поскольку оно ничего и не может здесь сделать.
Во-вторых, отчет комиссии Леви это пример своего рода циничного юридического трюкачества. Суть его в совершенно беспардонном, грубом противопоставлении правовых норм, принятых до Второй мировой войны и касающихся палестинских территорий, и всей той огромной международно-правовой базе, которая формировалась с 1947 года, когда и было принято решение о разделе подмандатной Палестины.
Израильтяне чтут законы. Но своеобразно так…
Другими словами трюк этот заключается в следующем. Легитимными и законными, с точки зрения правительства Нетаньяху, надо считать только международно-правовые акты 20-30-х годов прошлого столетия, где говорится о Палестине исключительно в контексте интересов еврейского народа. И ни слова по поводу коренных жителей Палестины – палестинского народа. А вот нормы международного права после Второй мировой войны, многочисленные правовые акты СБ и Генеральной Ассамблеи ООН и других международных организаций, где утверждаются права и палестинского народа, оказываются, с точки зрения комиссии Леви, незаконными и нелегитимными.
Вот образчик такого трюкачества. Оказывается, последним легитимным сувереном в Иудее и Самарии был британский мандат, получивший эту территорию для создания национального очага еврейского народа. (Таким образом, оказывается, что ООН не имела права делить территорию Палестины в 1947 году на две части: арабскую и еврейскую). Сущность этого мандата сформулирована в Севрском договоре от 10 августа 1920 года и утверждена Лигой Наций. В соответствии со статьями 94 и 95 Севрского договора «Мандат на управление Палестиной» выдан во имя еврейского народа.
Согласно статье 6 Мандата «евреи имеют право селиться на всей территории Земли Израиля, включая Иудею и Самарию» для того, чтобы «создать политические, административные и экономические условия, которые обеспечили бы создание национального очага еврейского народа».
Общепризнанно, что еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан нарушают 6-й параграф статьи 49 Женевской конвенции, запрещающий оккупационным властям заселять своими гражданами оккупированную территорию путем изгнания местного населения. Но, оказывается, что еврейские поселения всего лишь восстанавливают «древние еврейские города и поселки на этой земле».
Вот такая вот юридически-идеологически-историческая защита еврейских поселений на Западном берегу.
Собиратель земель палестинских
Понятно, что никто в мире к правовым изысканиям комиссии Леви, балансирующим на грани бреда, серьезно не отнесется. Да и внутри Израиля многие понимают, что дело не в юридических изысках, а в грубой политической необходимости для нынешнего израильского истеблишмента.
Просто Нетаньяху этой самой комиссией сделал очередной ход в своей сложной партии против администрации Обамы, с которым у него так и не сложились отношения. Если не произойдет ничего уж совершенно экстраординарного, то в ноябре Барак Обама будет переизбран президентом США на новый четырехлетний срок. И тогда Биби следует ожидать нового раунда прессинга со стороны Вашингтона, который пытается переструктурировать Большой Ближний Восток в своих интересах, все меньше и меньше обращая внимание на идеологию израильских правых.
И Нетаньяху предпринимает шаги, в рамках подготовки к этому неблагоприятному для него сценарию. После создания т.н. «большой правительственной коалиции» с включением туда партии «Кадима» Биби, через комиссию Леви, вновь поднимает ставки. Он как бы целенаправленно ужесточает позицию Израиля, используя для этого даже предельно абсурдные тезисы и положения.
Однако на самом деле циничный прагматизм такого подхода вполне очевиден: Нетаньяху и та часть нынешнего израильского истеблишмента, которая группируется вокруг него, просто готовятся к новому раунду отчаянного торга с Вашингтоном после ноябрьских выборов.
Шамиль Султанов, президент Центра стратегических исследований «Россия-Исламский мир».