В прошлом году санкции против Ирана были ужесточены из-за стремления Тегерана продолжать развитие своей ядерной программы. Более того, Совет Безопасности ООН готовится к рассмотрению обвинений в адрес Тегерана о причастности к планированию убийства саудовского посла в Вашингтоне. Генсек ООН Пан Ги Мун уже получил соответствующие послания-заявки от американцев и саудовцев и письмо протеста иранской стороны.
Одновременно Великобритания заморозила активы пяти граждан Исламской Республики, в том числе двух обвиняемых в причастности к готовившемуся покушению. Именно в этой ситуации в СМИ появилась информация о намерении российских судостроительных компаний начать свой бизнес в Иране. Может быть, именно так Москва пытается продемонстрировать Востоку свою независимость от Запада? (После визита премьера Путина в Пекин стало очевидно, что внешнеполитические приоритеты Кремля несколько изменились).
Министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг заявил, что «знаменательные события «арабской весны» не должны отвлекать нас от Ирана». И призвал страны европейские страны последовать примеру Лондона и разобраться со счетами «подозрительных» граждан Исламской Республики. Но Россия, похоже, не спешит прислушиваться к этим призывам. Видимо, в Москве разделяют сомнения в существовании заговора против главы дипмиссии Саудовской Аравии в США. Британская «Гардиан», кстати, уже сравнила всю эту историю с «сильно притянутым за уши голливудским боевиком».
За буйки заплывать!
Напомним, что Россия присоединилась к антииранским санкциям после издания соответствующего указа президента Медведева. Причем под них в числе прочих попала и иранская Islamic Republic of Iran Shipping Lines (госкомпания, являющаяся главным судовладельцем Ирана), а также три ее «дочки» — South Shipping Line Iran, Irano Hind Shipping Company и IRISL Benelux NV.
Однако российских судостроителей, судя по всему, это не останавливает. И они намерены организовать в Иране масштабное строительство транспортных и добывающих судов, а также морской техники. Не пугает и угроза самим попасть под действие уже американских санкций. Ведь США в одностороннем порядке еще в 1979 году, то есть сразу после исламской революции в Иране ввели санкции против этой страны, под которые попадают и конкретные компании, сотрудничающие Тегераном.
Надо сказать, что вслед за Америкой аналогичные санкции со временем ввел и Евросоюз. Поэтому, не исключена вероятность, что совместный бизнес с Тегераном может осложнить ОСК работу с французами по совместному проекту строительства в России двух вертолетоносцев типа Mistral.
Партнер юридического бюро «Вегас Лекс» Альберт Еганян в интервью газете «Коммерсант» заявил, что сам Евросоюз вряд ли станет инициировать новые санкции против Ирана. «Но если Госдеп США поместит иранских партнеров ОСК в свой черный список, вероятность того, что подобным образом поступят и в ЕС, крайне высока. И тогда под санкции подпадут и партнеры иранской компании», — подчеркнул эксперт.
Впрочем, самих иранцев разного рода международные санкции не смущают. Как заявил во вторник управляющий директор Mobarakeh (крупнейшего иранского сталелитейного концерна) Мохаммед Масуд Саминеджад, для его компании «эти ограничения имели не негативные последствия для компании, а скорее позитивные». Ссылаясь на статистические данные, он отметил, что санкции «открыли новые возможности, укрепив уверенность в собственных силах у нашей молодежи и специалистов».