— Какие проблемы в Египте являются сегодня самыми острыми? Что ждет страна? На что надеется?
— Главный вопрос – Демократия.
Египет движется по пути демократии и свободы. Первым шагом были выборы Народного собрания, которое было впоследствии распущено. Для Мухаммада Мурси крайне важно сейчас – добиться получения всех полномочий, которых он был лишён после последних конституционных изменений.
Вторая крайне важная проблема – Бедность.
Демократия невозможна при катастрофическом уровне нищеты. Поэтому эти две проблемы прочно увязаны между собой.
После выдвижения своей кандидатуры Мурси пообещал первым делом заняться развитием экономики Египта и бороться с бедностью, поразившей большую часть народа в результате коррупционных махинаций прошлого режима.
Есть и другие вопросы, такие, как примирение между сыновьями одного народа и их единение, независимость в управлении страной.
— Как вы думаете, цели революции – справедливость и равенство – будут достигнуты?
— Да, потому что так решил народ.
Люди хотят вернуть Египту его значимость. Ведь эта страна играла важнейшую роль в арабо-мусульманском мире. Но утеряла ее во время правления свергнутого президента.
Мы верим, что справедливость станет основой египетского общества, что каждый человек займёт свою нишу в обществе в соответствии с его способностями и талантом.
Смысл нашей революции — общественная справедливость. Если мы этого не добьемся, значит, надо будет признать — революции просто не было.
-Люди не покидают площадь Тахрир, требуют окончательного ухода военных и протестуют против роспуска парламента. Какая ситуация сложилась сегодня в руководстве государства? Состоятся ли новые парламентские выборы?
— Есть несколько вариантов развития событий.
Первый – принятие поправки к решению о роспуске Народного совета. Она предусматривает роспуск одной трети парламента, тогда как две другие, избранные законным путём, останутся. Это будет сделано путём подачи жалоб в Высший конституционный суд.
Второй вариант – Военный совет откажется от окончательного объявления Конституции, которая лишила президента полномочий. В этом случае ситуация в стране стабилизируется.
Если же военные проигнорируют требования народа, то люди продолжат собираться на площадях до тех пор, пока президент не получит всех полномочий, а парламент не будет работать в привычном режиме (при этом треть депутатов, отстранённая Высшим конституционным судом, будет переизбрана).
— Как поведёт себя Мурси в отношении монополизации власти со стороны военных, сможет ли он изменить старую пирамиду власти?
— Президент избран народом. Поэтому он может сплотиться с гражданами страны и призвать политические партии и революционные силы противодействовать решениям Военного совета.
Сплочение народа вокруг своего президента и станет залогом получения полных полномочий.
— Могут ли события в Египте развиваться по турецкому сценарию, по которому военные были постепенно дистанцированы от власти?
— Не совсем корректно проводить какие-то параллели с Турцией. Египетская армия – национальная армия, она принадлежит народу. Не может такого быть, чтобы она направила оружие в сторону египтян.
Солдаты – братья, сыновья и родственники гражданских лиц, поэтому они не могут убивать народ. Надеемся, что все разрешится законным путём, и военные вернутся в казармы.
— Египет сталкивается с серьёзными экономическими проблемами. Как новому президенту удастся справиться с ними, добиться независимости экономики и избавиться от зависимости от западных стран?
— Мухаммад Мурси может добиться этого благодаря природным и человеческим ресурсам Египта.
Экономического развития можно добиться, покончив с коррупцией и теми, кто за ней стоит. Прибавьте к этому обеспечение безопасности инвесторов арабских стран и остального мира. При достижении этих факторов они станут взаимодействовать с гражданским режимом, опирающимся на закон (в отличие от военных).
— О чём была достигнута договорённость между военными и кандидатом от «Братьев-мусульман» незадолго перед объявлением результатов выборов?
— Мне ничего не известно о каком-либо подобном договоре.
Была найдено взаимопонимание о том, что национальные силы сплачиваются вокруг «Братьев», о том, что власть будет сосредоточена не только в их руках, но в руках всего египетского народа.
«Братья» не будут в одиночку противостоять Военному совету, как того хочет он. Все политические и национальные звенья будут партнёрами в принятии решений.
— Что касается Газы и палестинского вопроса, стоит ли ждать от нового руководства практических шагов в этом направлении?
— Новое руководство откажется от унизительного способа обращения с палестинцами, который существовал при прежнем режиме.
Палестинцы получат экономическую помощь, поддержку при любых сложных обстоятельствах. Старый способ обращения с ними не вернётся. Земля палестинцев была украдена, их страна оккупирована, на них постоянно давили, заставляя отказаться от своих прав.
Прошлый режим был против сил, борющихся за свои законные права. Мало того, он требовал от Палестинской администрации пойти на уступки и вести переговоры с сионистским государством. Режим боролся с палестинским Сопротивлением, преследуя его и введя блокаду против Газы.
Лозунгом деятельности нового руководства станет сотрудничество и открытость между египтянами и палестинцами.
— Продолжится ли революция? Если да, то до каких пор?
— Революция будет продолжаться, пока не достигнет поставленных задач: Египет должен стать демократическим государством, в котором господствуют общественные свободы и справедливость.
Бедняки получат права, о которых они мечтали долгие годы (более 50% граждан жили за чертой бедности).
Революция продолжится вплоть до достижения политической и экономической стабильности, общественной справедливости в государстве, пока руководство не вернётся в арабо-мусульманский мир, не начнёт добиваться прекращения угнетения народов, бороться с политикой США в регионе и их угнетением арабо-мусульманских стран.