К прибытию Путина в сопровождении делегации из 400 российских политиков, журналистов и бизнесменов в Вифлееме были усилены меры безопасности.
В понедельник президент посетил храм «Гроба Господня» в Иерусалиме, где помолился и пообщался с местным духовенством, а затем поднялся на Голгофу, сообщает «Интерфакс».
Хотя начался ближневосточный визит российского главы с церемонии открытия мемориала Победы Красной Армии над фашистской Германией недалеко от Тель-Авива, цели его были более приближенными к современности, о чем не преминул напомнить израильский президент Шимон Перес.
«Я уверен, что Россия, которая разгромила фашизм, не допустит продолжения сегодняшних угроз, — заявил он в своей речи на церемонии. – Ни иранской угрозы. Ни кровопролития в Сирии».
Именно Иран и другие региональные вопросы стали главной темой переговоров, в которых участвовали израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, министр обороны Эхуд Барак и другие высокопоставленные лица. Однако надежд на то, что этот визит изменит политику России в регионе, было мало, пишет New York Times.
На совместной пресс-конференции после встречи Нетаньяху заявил о единодушном согласии с российским президентом в том, что перспектива обладающего ядерным оружием Ирана «представляет серьезную опасность в первую очередь для Израиля, и для региона и мира в целом».
Оказавшийся среди множества бывших соотечественников, первым из которых стал встретивший его в аэропорту глава израильского МИДа Авигдор Либерман, Путин сообщил по-русски, что они с Нетаньяху обсудили Сирию и иранскую ядерную программу, что переговоры были подробными и очень полезными – и отправился на обед, который устраивал в его честь президент Перес.
А тем временем израильские официальные лица выражали скептицизм по поводу своей способности повлиять на Россию.
«Давайте не будем преувеличивать. Это очень краткий визит, — признал один высокопоставленный чиновник, говоривший по дипломатическим соображениям на условиях анонимности. — Не ожидайте какого-либо серьезного прорыва».
Главная цель российского президента в ближневосточный регион – «укрепление популярности у себя в стране», где участились оппозиционные выступления, заявил телеканалу «Аль-Арабии» независимый иорданский аналитик Лабиб Камхави. Именно поэтому он посещает христианские святыни, участвует в открытии центра для русских паломников.
Не обольщаются в Израиле и относительно роли России в застывшем на мертвой точке палестино-израильском мирном процессе.
«В национальных интересах России – обеспечить мир и спокойствие на Ближнем Востоке и в Израиле», — заявил Владимир Путин во время своего первого за 7 лет визита на Ближний Восток.
Но хотя Нетаньяху попросил Путина призвать палестинцев вернуться за стол переговоров, как отметил один из участвовавших в переговорах израильских чиновников, Россия — член так называемого квартета ближневосточных миротворцев, в который входят также Соединенные Штаты, ООН и Евросоюз — в любых спорах последовательно встает на сторону палестинцев.