Закрыть

Праздники и приметы

Роспуск парламента всколыхнул Каир

 

Митингующие резко осудили последние решения Конституционного суда, за которым с мубараковских времен стоят военные. Тем более, что в четверг спикер парламента Саад аль-Кататни, избранный от Партии свободы и справедливости  (политического крыла «Братьев-мусульман) заявил, что в отсутствие Конституции, действие которой было приостановлено после прошлогодней революции,  исполнительная власть не имеет права на роспуск высшего законодательного органа страны.

Вице-спикер от салафитской партии «Ан-Нур» Ашраф Табет добавил к этому, что парламент может и отказаться от «самороспуска».

Этот вопрос в политической повестке дня Египта после того как КС признал недействительными мандаты трети депутатов парламента, что, собственно, и послужило началом нового политического кризиса.

В ожидании часа «Ч»

Парламент Египта действительно избирался по сложной системе, когда две трети мест в нем были отданы партиям, а остальные депутатские кресла должны были достаться независимым кандидатам. Но Конституционный суд признал незаконными выборы именно независимых народных избранников, поскольку партии могли использовать их в качестве своих «запасных» кандидатов. «Братья-мусульмане» не стали оспаривать это решение, хотя как подчеркивает телеканал «Аль-Джазира», в свое время сами настояли на такой схеме, стремясь не допустить реванша сторонников прежнего режима.

В любом случае удар был нанесен в первую очередь по исламистским партиям, победившим на прошлогодних выборах.

В качестве выхода из сложившейся ситуации аль-Кататни предложил провести дополнительные выборы в тех округах, где избрание депутатов было признанно незаконным. Но подконтрольное военным правительство предпочло иной путь. Новая конфронтация, чреватая самыми взрывоопасными последствиями,  стала неизбежной.

Словно желая подлить масла в огонь, министерство юстиции подтвердило вступивший в силу указ о расширении полномочий военной полиции и контрразведки при арестах гражданских лиц. Судя по всему, власти специально приурочили все эти перемены к решающему туру президентских выборах. Как отмечают западные эксперты,  в частности, специалист по египетской юриспруденции из американского Университета Джорджа Вашингтона, при Мубараке парламент распускался трижды, но даже тогда это не делалось в такой спешке как накануне нынешних выборов и не сопровождалось официальным усилением репрессивных мер.

Как отмечает «Франс пресс», споры о легитимности части депутатских мандатов велись уже давно. А указ минюста, касающийся «упрощения» юридических процедур при арестах нарушителей общественного порядка, был подготовлен еще в начале месяца, но лежал под сукном, ожидая часа «Ч».

Полноценный переворот?

Маски были сброшены окончательно, когда Высший совет вооруженных сил, возглавляемый фельдмаршалом Тантауи , объявил о том, что военные теперь будут контролировать написание новой конституции.

Последовательность всех этих событий дала право одному из руководителей Партии свободы и справедливости Мухаммаду аль-Бельтанги заявить на своей страничке в «Фэйсбуке», что в стране произошел «полноценный переворот».

Правда, Мухаммад Мурси поначалу поспешил смягчить подобную риторику, сказав в интервью Второму каналу египетского телевидения, что он не видит в роспуске парламента признаков переворота, хотя и не согласен с решением КС.

«Революция в опасности!»

Главное для кандидата «Братьев-мусульман»  Мухаммада Мурси — не допустить срыва выборов и  победить на них. «Призываю египтян объединиться против любых попыток фальсификаций, готов вместе с ними принести себя в жертву, чтобы не допустить этого и отстоять свободу нашего народа», — объявил Мурси на своей пресс-конференции. Он также назвал это решение суда «несправедливым».

«У нас один путь — завершение революционного движения и переходного периода с последующей передачей военными власти выбранным гражданским лицам. Либо мы отстоим требования мучеников, либо сами превратимся в них. Воля народа превыше всех законов и судебных решений!», — не сдерживая эмоций, подчеркнул кандидат в президенты.

Он также выразил уверенность в том, что египтяне будут «противостоять попыткам определенных кругов вернуть к власти ставленников режима Мубарака, который терзал страну и разрушил ее экономику».

Один из представителей этих «кругов» Ахмед Шафик теперь празднует свою «маленькую» победу в КС и готовится к «большой» — на президентских выборах. Напомним, что в первом туре он занял второе место. Ранее его дважды пытались снять с выборов в связи с законом «о политической изоляции», но после того как в четверг Конституционный суд отменил этот закон, для него открылся путь к высшему государственному посту. Шафик уже провел триумфальную пресс-конференцию, на которой объявил, что «адаптация законодательства к новым условиям завершена».

«Революция в опасности!», «Мы здесь, чтобы не допустить возвращения режима Хосни Мубарака!», «Защищайте революцию!», — такие лозунги звучали на знаменитой каирской площади Тахрир, окруженной бронированными фургонами с полицией и спецназом, а также рядами колючей проволоки.

Что, конечно, плохо согласуется с наступившем в Стране пирамид в пятничный полдень предвыборным «периодом тишины», когда запрещена любая агитация и пропаганда.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях