Как пишут норвежские СМИ, Брейвик, действительно, прежде всего озабочен собственной персоной: едва нынешний подсудимый был задержан после совершения кровавой расправы над участниками молодежного лагеря, то первым делом попросил у полиции пластырь, чтобы заклеить порезанный палец.
На 31-й день суда обстановка в зале суда оставалась нервной. Участники процесса порой вольно или невольно пытались на время отрешиться от бесконечных монологов Брейвика и полных драматизма показаний свидетелей.
Накануне одного из пяти судей, ведущих процесс, Эрнста Хеннинга Эйлсена норвежские журналисты даже уличили в том, что во время слушаний он раскладывал пасьянс в своем ноутбуке. Когда коллеги сделали ему замечание, Эйлсен не стал отпираться. А пресс-секретарь окружного суда Ирен Рамм, комментируя произошедшее, сказала, что «существуют разные способы фиксации внимания», а «судьи всегда внимательно слушают выступающих в суде».
Всему виной велосипед
Первым случаем, заставившим Брейвика относиться к мусульманам предвзято, стала обида, нанесенная ему и его детскому приятелю турецким дипломатом, который был родителем одного из приятелей подсудимого — он сломал велосипед семилетнего Андерса.
Другим фактором, повлиявшим на будущего террориста, по его словам, стало «социальное неравенство»: мусульманские семьи получали от государства квартиры в восточной части Осло, где расположено элитное жилье, и куда «простому норвежцу» попасть было непросто. Иными словами, кроме детских обид и комплексов, в Брейвике накапливалась элементарная зависть.
«В отдельности эти эпизоды не представляют собой ничего серьезного, но все вместе они сформировали мое мнение о мусульманах»,- заявил подсудимый.
Объективности ради надо заметить, что на вопрос, а был ли у него положительный опыт общения с мусульманами, «норвежский стрелок» неожиданно дал утвердительный ответ: «Для них очень важен кодекс чести, они приходят первыми, чтобы помочь в неравной борьбе».
Процесс затягивается
В конце апреля Брейвику была назначена третья психиатрическая экспертиза для оценки его вменяемости. А в конце мая выяснилось, что перед совершением терактов он принял запрещенный в Западной Европе препарат с повышенным содержанием эфедрина.
Напомним, суд над Андерсом Брейвиком начался 16 апреля 2012 года. Если подсудимого все же признают вменяемым, ему грозить до 21 года лишения свободы (высшая мера наказания в Норвегии, где нет смертной казни и пожизненного заключения), в противном случае террориста отправят на лечение в психиатрическую лечебницу на неопределенный срок. Он сам уже заявлял, что в последнем случае подаст на апелляцию, так как считает себя «идейным борцом», а не сумасшедшим.
Судебный процесс, связанный с Брейвиком, займет еще не менее двух месяцев. Теракты у здания кабинета министров и в молодежном лагере на острове Утойя он совершил 22 июля 2011 года . А как сообщил во вторник на своем сайте окружной суд Осло, приговор по делу Брейвика будет вынесен не раньше 20 июля. Возможно, это произойдет еще позже – 24 августа. Суд лаконично объясняет затягивание процесса «техническими причинами».