Судьба диктатора
Вынесение приговора, отсроченного на три с лишним месяца, было приурочено к перерыву между двумя раундами первых свободных президентских выборов в Египте.
В случае признания 84-летнего Мубарака виновным, ему грозит от трех лет тюрьмы до смертной казни. Правда, мало кто думает, что бывшего главу государства повесят, учитывая его преклонный возраст и явную слабость доказательной базы обвинения. К тому же апелляции могут затянуть дело еще на несколько лет.
С другой стороны, оправдание или мягкий приговор наверняка вызовут возмущение и уличные протесты египтян, и без того разочарованных тем, что «их революция» пока почти не принесла реальных перемен.
Многие из участников прошлогодних уличных протестов недовольны тем, что реформы до сих пор не коснулись армии, ненавистной народу полиции, судебной системы и многих других основ свергнутого режима.
Оправдательные приговоры, вынесенные низшим чинам, обвинявшимся в стрельбе по демонстрантам, вызывают опасения, что к ответу так никто привлечен и не будет.
В заключительном туре президентских выборов, который состоится 16-17 июня, гражданам страны предстоит выбрать между Ахмедом Шафиком, бывшим военным и соратником Мубарака, и Мухаммадом Мурси, кандидатом «Братьев-мусульман», десятилетиями боровшихся против подвергавшего их репрессиям режима.
Любое насилие, вспыхнувшее после приговора суда, по сути, окажется на пользу Шафику, пытающемуся привлечь избирателей программой обеспечения безопасности.
Но приговор Мубараку, который помимо соучастия в убийствах демонстрантов, обвиняется еще и в коррупции, может быть и отложен. Вместе с ним должны судить бывшего министра внутренних дел Хабиба аль-Адли и шестерых сотрудников служб безопасности, а также двоих его сыновей — Алаа и Гамаля, и бизнесмена Хусейна Салема, который бежал из Египта.
Беспрецедентный суд
Мубарак стал первым арабским правителем, призванным к суду своим народом. Экс-президент Туниса Бен Али был осужден заочно, с ливийским диктатором Муаммаром Каддафи расправились повстанцы.
Однако шанс создать юридический прецедент в арабском мире может быть и упущен, считают правозащитники.
«Не предпринимается никаких серьезных усилий по расследованию и привлечению к ответственности должностных лиц за смерть людей в заключении, незаконные задержания, пытки и другие систематические нарушения прав человека в эпоху Мубарака», — говорится в докладе Human Rights Watch о ходе судебного процесса.
Это «угрожает репутации нынешней власти и ставит под сомнение ее приверженность соблюдению Египтом обязательств по правам человека и верховенству закона», отмечают представители организации.
Обвинения против экс-президента охватывают только шестидневный период с начала восстания 25 января 2011 года.
«Последние дни власти Мубарака – совсем не то, чего ждут люди», — говорит глава апелляционного суда Александрии Фикри Харуб, лично обвинивший Мубарака в государственной измене и предательстве родины во время его правления. «Египтяне не согласятся на меньшее, чем справедливое судебное разбирательство, ради себя и своей революции», — заявил он Reuters.
С начала процесса бывшего лидера страны регулярно привозили в суд на больничной каталке. За все это время он почти ничего не сказал судьям, не считая отрицания выдвинутых против него обвинений.
Нет худа без добра, считает 24-летний инженер-механик Фекки, и оправдательный приговор или легкое наказание для Мубарака может иметь свои плюсы.
«Это будет отличный повод вернуться на площадь, вернуться на правильный революционный путь, объединить всех, кто сейчас разделен и разобщен», — говорит он.
Нет доказательств?
Всеобщее изумление, когда Мубарак впервые появился на скамье подсудимых 3 августа 2011 года, уступило место скуке во время затянувшегося процесса, проводимого по старым законам.
Сторона обвинения, похоже, не смогла представить никаких неопровержимых доказательств, и обвинила в отказе от сотрудничества министерство внутренних дел — учреждение, которое в данном деле является одновременно и обвиняемым и следователем.
Напомним, что, оставив власть, Мубарак улетел на курорт Шарм-эль-Шейх, на побережье Красного моря. И только после нескольких месяцев массовых протестов взявший власть в стране военный совет позволил начать суд над ним.
Команда защиты утверждает, что Мубарак и его бывший министр внутренних дел не виновны по всем пунктам.
«Я уверен, что Хабиб аль-Адли и Мубарак невиновны в том, что им предъявляют, — заявил адвокат министра Иссам аль-Батави. — Судебную власть не должно волновать общественное мнение или то, что думает улица. Речь идет о справедливости».
По египетским законам судья может основывать свое решение не только на доказательствах, но и на обстоятельствах совершения преступления, то есть он имеет право осудить Мубарака, принимая во внимание его политическую ответственность.
ЧП уходит в прошлое
Тем временем в стране – впервые за последние 31 год – истек срок действия законов о чрезвычайном положении, о чем объявил в четверг правящий военный совет.
Эти законы, введенные после убийства президента Анвара Садата в 1981 году, широко использовавшиеся во времена Мубарака для подавления политических оппонентов, были одной из основных причин восстания против режима.
В заявлении Высшего совета вооруженных сил, опубликованным в четверг говорится, что военные будут и дальше нести ответственность за безопасность страны «в знак уважения к национальным, политическим и народным желаниям».
Правящие генералы заявили, что они сложат с себя чрезвычайные полномочия с переходом к гражданскому правлению, то есть когда новый президент вступит в должность после второго тура выборов.