«Руки у меня дрожали, когда я покупал билет … и на нем было название Палестинских авиалиний», — рассказал Associated Press один из первых после долгого перерыва пассажиров, 38-летний учитель из сектора Газа Зухайр Мухаммад.
Все 15-летнее существование авиакомпании было тесно связано с надеждами на создание палестинского государства.
В конце 1990-х годов Палестинские авиалинии перевозили десятки тысяч пассажиров в год из международного аэропорта в Газе по ближневосточным направлениям, и планировали расширение в Европу.
Но все надежды рухнули с провалом мирных переговоров с Израилем под руководством США, и когда в сентябре 2000 года вспыхнуло восстание против израильской оккупации, брошенные на его подавление израильские войска уничтожили аэропорт в секторе Газа. Палестинские авиалинии были вынуждены перебраться в египетский курорт Эль-Ариш, примерно в 60 километрах от Газы.
Семь лет назад авиакомпания полностью прекратила полеты, когда иссяк поток пассажиров. В основном она обслуживала жителей Газы, которые не могли больше добираться до Эль-Ариша.
После вывода войск в 2005 году израильские власти стали все чаще перекрывать границы сектора, а с 2007 года, когда на выборах в Газе победило движение ХАМАС, началась полномасштабная блокада.
До прошлого года 1,7 миллиона жителей были практически заперты внутри этой крохотной территории, поскольку правивший в Египте военный режим во главе с президентом Мубараком поддержал блокаду, перекрыв пропускной пункт в Рафахе, на границе с сектором.
После свержения Мубарака в 2011 году Рафах постепенно вновь удалось открыть, и жители Газы получили возможность путешествовать, хотя определенные ограничения остаются, особенно для мужчин до 40 лет, которые должны проходить проверку все еще влиятельных египетских сил безопасности.
Флаг Палестины в небе
Палестинские авиалинии, у которых вновь появились потенциальные клиенты, решили возобновить свою деятельность, выбрав для этого – весьма символично — 9 мая. На первых порах редкие – раз в две недели — рейсы между Эль-Аришем и авиабазой «Марка» в столице Иордании Аммане означают, что жителям Газы больше не нужно ехать в Каир, за 350 километров от дома, чтобы сесть на самолет, летящий в просторный окружающий мир.
Государственный служащий Мустафа Абу Дана купил в воскресенье четыре билета в туристическом агентстве города Газа на рейс в Амман. Он рад сэкономить время и деньги, но опасается, что свобода передвижения жителей Газы и дальше будет зависеть от политических потрясений.
«Рафах для нас сейчас единственная дверь в мир, но все же это связано с политическими событиями в Египте, — говорит 32-летний Абу Дан. — Я надеюсь, что у нас снова будет собственный аэропорт, и мы сможем путешествовать без проблем, как другие».
Однако дело осложняется тем, что авиаперевозчик принадлежит Палестинской администрации на Западном берегу — политическому сопернику правящего в Газе движения ХАМАС.
Газа и Западный берег расположены по разные стороны Израиля, практически перекрывшего всякое движение между двумя территориями. На Западном берегу аэропорта нет, и израильские власти вряд ли одобрят вынашиваемые палестинской администрацией планы его строительства, ссылаясь на соображения безопасности. Так что жителям Западного берега приходится летать из соседней Иордании.
Палестинские авиалинии эксплуатируют два турбовинтовых самолета Fokker 50, оставшихся от первоначального воздушного флота, в который также входил ныне списанный Boeing 727.Фоккеры были подарены Голландией, а Боинг — Саудовской Аравией.
В воскресенье перелет из Эль-Ариша в Амман совершили 27 пассажиров, 44 места были забронированы на обратный рейс в тот же день. Полет занимает один час 35 минут — в два с лишним раза дольше, чем если лететь напрямую над Израилем. Однако авиакомпания не имеет права пересекать израильское воздушное пространство, сказал региональный директор Азми Саман.
Тем не менее уже в конце этой недели должны начаться рейсы для паломников из Газы в Саудовскую Аравию, затем планируется открыть маршруты в Объединенные Арабские Эмираты и Турцию.
В компании надеются в конечном итоге получить прибыль, но на данный момент гораздо более важны национальная гордость и облегчение положения жителей Газы, сказал Азми Саман.
«Мы хотим, чтобы флаг Палестины и дальше был в воздушном пространстве, — заявил он в интервью на авиабазе «Марка». — Это часть независимого государства – иметь свою авиакомпанию, чего бы это нам не стоило».