Египтяне столпились вокруг телевизоров в уличных кафе, напряженно следя за продолжавшейся в прямом эфире – с небольшим перерывом – дискуссией, транслировавшейся по нескольким независимым телеканалам. За схваткой ведущих политиков могли наблюдать также жители других арабских стран.
Опытный дипломат Амр Муса, служивший одно время при Мубараке министром иностранных дел, и отсидевший тюремный срок во время правления свергнутого президента бывший член движения «Братья-мусульмане» Абуль Футух считаются главными претендентами на президентскую должность.
Соперники дискутировали по целому ряду вопросов, от позиции по исламскому закону – шариату, до взглядов на отношения с Израилем, периодически обмениваясь обвинениями в искажении фактов.
Абуль Футух напомнил о прошлой роли своего оппонента в коррумпированном и доведшем страну до крайности правительстве Мубарака. «Есть такое правило, гласящее, что тот, кто создал проблему, не может ее решить», — сказал 60-летний политик.
Муса, который во время восстания, повлекшего свержение мубараковского режима, был главой Лиги арабских государств, оправдывался по поводу своей деятельности в качестве министра иностранных дел Египта. «Павший режим рухнул, когда Мусса не участвовал в нем, — сказал 75-летний кандидат, хорошо известный на Западе. – К тому же вы тоже молчали. Вы защищали позиции «Братьев-мусульман», а не египетские интересы».
Египтяне отправятся на избирательные участки 23 и 24 мая, во время первого тура выборов, за которым, как ожидается, последует в июне второй, где сойдутся два ведущих кандидата из нынешних 13-ти.
За первыми настоящими президентскими выборами в этой стране внимательно следят более 80 миллионов человек во всем регионе, воспринимая их как показатель тех перемен, которые принесла с собой прокатившаяся по странам Ближнего Востока и Северной Африки волна народных восстаний.
Среди других претендентов на высокую должность — кандидат от «Братьев-мусульман» Мухаммад Мурси, последний премьер-министр Мубарака Ахмед Шафик и представитель левых кругов Хамдин Сабахи. Организаторы дебатов отметили, что Абуль Футух и Амр Муса были приглашены на телевидение, потому что лидируют в опросах общественного мнения.
Шариат и Израиль
Абуль Футух стремится привлечь широкий электорат, охватывающий умеренных и консервативных исламистов, центристские силы и некоторых поддерживающих реформы либералов. Мусу поддерживают избиратели, которые считают, что Египтом должен управлять человек с опытом руководящей работы, и обеспокоеные усилением влияния исламских сил.
Оба политика борются за голоса многих не определившихся избирателей, чей выбор может оказаться решающим.
Оба в очках, облаченные в строгие костюмы и галстуки, Абуль Футух и Амр Муса коснулись вопросов налогообложения, реформы полиции, образования, системы здравоохранения и роли могущественных военных, которые – в этом соперники единодушны — должны оставаться вне политики.
Муса заявил, что именно он – тот государственный деятель, который нужен, чтобы провести Египет сквозь «экзистенциальный кризис». Абуль Футух подчеркнул, что способен объединить страну и покончить с «состоянием поляризации» между либералами, левыми и исламистами.
Каждый пытался прояснить позицию своего соперника по шариату. Абуль Футух задавал вопросы, предполагавшие, что Муса недостаточно тверд в вопросах исламского права, а тот, в свою очередь, пытался дать понять, что его оппонент высказывает в этом вопросе различные мнения разным людям, и на самом деле более радикален, чем хочет казаться.
Оба пообещали пересмотреть египетский мирный договор с Израилем 1979 года, причем Абуль Футух назвал соседнюю страну «врагом», а Муса – «противником». Когда уже за полночь дискуссия перешла к вопросам внешней политики, опытный дипломат Муса допустил оплошность, назвав Иран арабским государством.
Напряженный финал
Периодически обсуждение сворачивало к фактам из прошлой жизни кандидатов.
Муса спросил Абуль Футуха о данной им присяге следовать за религиозным лидером «Братьев-мусульман». «Что это означает это обещание? Значит ли это, что если вас выберут, у вас будет (другой) президент?» — сказал он.
Абуль Футух ответил: «Похоже, Амр Муса не очень внимательно следит за новостями, и не знает, что я ушел из «Братьев-мусульман» после того, как решил баллотироваться на пост президента в апреле 2011 года. Я подал в отставку потому, что хотел быть свободным, служить нации — быть президентом для всех египтян».
Напряжение, нараставшее на протяжении всего шоу, проявилось в резких заключительных высказываниях оппонентов.
Муса призвал египтян не голосовать за человека, политика которого, по его словам, неясна, и который неспособен руководить государством.
«К сожалению, необходимо предупредить египетский народ, — сказал Муса. — Следующий президент должен иметь определенные навыки, позволяющие управлять страной».
Абуль Футух в ответ заявил, что избрание Мусы было бы шагом назад. «Мы в первый раз выбираем президента Египта, — сказал он. — Я надеюсь, что мы не позволим увлечь себя обратно, к павшему режиму, с его идеями, его сущностью и личностями».