По предварительным данным следствия, теракт в Махачкале устроили брат и сестра.
«Наводки на 23-летнего Алиева Ризвана и его сестру, 19-летнюю Муслимат, были разосланы две недели назад. За ними время от времени следили, т.к. они подозревались в связях с членами бандподполья. Дней 10 тому назад они куда-то исчезли. После осмотра останков смертников теракта, специалисты признали в них пропавших. Еще предстоит более сложная экспертиза, для подтверждения предварительных данных, но сомнений особых, что взрывы устроили брат и сестра, нет», — рассказал источник в дагестанском МВД.
По данным следственного комитета, первым было приведено в действие самодельное взрывное устройство, заложенное в машине ВАЗ. Когда через 10-15 минут к месту происшествия подъехали полиция и спасатели МЧС, взорвалась вторая бомба. Предположительно, она была заложена в пассажирской «Газели».
По официальным данным, в результате взрывов погибли 12 человек (по последним неподтвержденным данным, количество погибших достигло 15). Среди погибших – работники полиции и МЧС, и случайные прохожие. Около 130 человек госпитализированы с различными травмами. Состояние 16 из них оценивается как стабильно тяжелое.
Взрывы были настолько сильны, что были слышны по всему городу. Взрывной волной исковерканы близлежащие здания, и находившиеся рядом автомашины.
Журналист газеты «Черновик» Маирбек Агаев, оказавшийся на месте происшествия сообщил, что к посту ДПС на большой скорости подъехал легковой отечественный автомобиль и прогремел взрыв.
«Машиной управлял террорист-смертник. Авто взорвалось после того, как врезалось в стену здания поста. Через несколько минут начали съезжаться первые наряды полиции, службы МЧС. Собрались и зеваки. Прошло минут 10- 15 и ужасающей силы второй взрыв разворотил всё, что находилось в радиусе 30-40 метров», — рассказал Агаев.
Сотрудник травматологической больницы Махачкалы, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что в их учреждения поступило много пострадавших. «Точное их число назвать не могу. Они все еще прибывают время от времени. У некоторых оторваны руки, ноги. Решается вопрос о госпитализации тяжелораненых в московские клиники».
По информации Следственного комитета, наутро на месте теракта специалисты обнаружили фрагменты тел предполагаемых смертников. Они принадлежат мужчине и женщине. Их личности пока не установлены.
Мощность первого взрыва составила более 10 кг в тротиловом эквиваленте. Сила второго взрыва приравнена к 50 кг. Обе бомбы были начинены поражающими элементами в виде строительных дюбелей.
Уголовное дело возбуждено по статьям 205 (террористический акт), 222 (незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ) и 223 (незаконное изготовление оружия). Для расследования теракта в Махачкалу прибыла группа московских криминалистов.
Отметим, двойные взрывы и теракты в Дагестане происходили и раньше. Так в прошлом году 22 сентября в центре Махачкалы прогремели два взрыва. На место взрыва первой бомбы съехались полицейские, собралась толпа зевак. В этот момент взорвалась находившаяся рядом машина. Тогда пострадало более 60 человек.
Жертвы террора и антитеррора
Эксперты полагают, что боевики перестали ориентироваться на политическую ситуацию в республике, где, напомним, недавно произошло примирение официального Духовного управления мусульман и представителей салафитского течения.
«Я не думаю, что это связано с недавним примирением салафитов и суфиев, потому что боевики перестали обращать внимание на политическую ситуацию. Для них эти подрывы – плановая деятельность. И как только они заканчивают подготовку к очередному теракту и дожидаются подходящих условий, они его осуществляют. Сейчас все эксперты кинулись связывать этот теракт с какими-то знаковыми событиями, но, повторяю, боевики давно перестали ориентироваться на знаковые события», — считает политолог Руслан Курбанов.
По его словам, ожесточенность террористических ударов двигается по нарастающей. «Дагестанское общество сейчас должна волновать другая тенденция, которая заключается в том, что количество молодежи, уходящей к боевикам, не снижается, а наоборот, растет. И для того, чтобы снизить этот накал, одного примирения недостаточно. Нужна комплексная кропотливая работа на государственном уровне. Эта проблема долго назревала и не надо думать, что теперь ее можно будет легко решить», — говорит политолог.
Отрицает связь между встречей представителей салафитского и суфийского течений и вчерашним терактом и представитель Ассоциации ученых Ахлю-Сунна в Дагестане Зиявудин Увайсов.
«Я не могу сказать, что это связано непосредственно с этим событием – внутриконфессиональным примирением. Но ясно одно — тем, кто устраивает эти теракты, не нравится, что в Дагестане появляется все больше сил, которые хотят прекратить раздоры и договорится между собой», — отметил также начальник Управления информационной политики и пресс-службы президента Дагестана, политолог Зубайру Зубайруев.
В связи с терактом пятое мая объявлено в Дагестане днем траура.