Самым масштабным стало шествие на Тверской улице, организованное Московской федерацией профсоюзов, Федерацией независимых профсоюзов России и партией «Единая Россия». По данным столичного ГУВД, в этой демонстрации приняли участие около 150 тысяч человек. Колонна людей прошла от Белорусского вокзала по Тверской и Моховой улицам до Боровицкой площади.
Подобная массовость была ожидаема. Именно количеством «Единая Россия», решила доказать «качество» выборов. Что, по ее убеждению, вынудит оппозицию признать, так сказать, «победу народа». Кроме того, в «битве митингов» правящая партия решила продемонстрировать свое преимущество, поэтому и назвала эту первомайскую акцию подлинным маршем миллионов.
Напомним, внесистемная оппозиция планирует 6 мая, провести «Марш миллионов», чтобы в канун инаугурации напомнить власти о фальсификациях на выборах.
Явка и торжество справедливости
Явка была, кажется обязательной, поскольку народ с не очень заметным энтузиазмом стал собираться задолго до начала шествия, назначенного на 10 утра. К метро «Белорусская» терпеливо шла толпа людей с флагами, шариками и транспарантами.
Нестройный марш трудящихся начался немного раньше положенного. Шли под флагами и флажками профсоюзов, «Единой России», «Молодой гвардии». Шли с искусственными цветами и почти живыми от ветра воздушными шарами. Шли под официальными табличками с названиями предприятий и городов (вот вам география!) и транспарантами. В цветных футболках как-то бесцветно шли люди…
Зато со звуком все было нормально: на протяжении всего маршрута динамики отчаянно подбадривали народ духовым оркестром и оглушительным боем барабанов. Над колонной голосами советских дикторов раздавались современные лозунги, наполненные трудноуловимым смыслом.
«В 2016 году московские медицинские учреждения выйдут на новый уровень!» — неистово голосили динамики.
«Справедливость — это детские сады для каждого, справедливость — это удобный общественный транспорт, справедливость — это постоянная забота о каждом поколении» — убеждали демонстрантов.
«Урааааа», — нестройно радовались люди.
«А чему они кричат «ура»? — изумленно спросил мужчина с флажком «Почта России» у своей соседки. «Какая разница, Господи, дойти бы», — отмахнулась та транспарантом.
Были, конечно, и совершенно обрадованные люди. Их, улыбчивых и веселых, кажется, специально проталкивали в головы колонн – и они восторженно несли лозунги: «Профсоюзы за справедливость!», «Единая Россия» за справедливость!», «Профсоюзы за достойные зарплаты!».
Все-таки, у нас создают лучшие лозунги в мире. Нигде так не умеют отражать вековые чаянья народа.
По ту сторону явки
На вопрос — Зачем вы пришли сюда люди чаще всего просто отказывались говорить. «Меня от организации послали. Моя очередь в этой году», — объяснила женщина из Профсоюза работников здравоохранения, и тут же добавила: «Но мне нравится, просто я хотела на природе, с семьей».
«Это хороший праздник: Мир, труд, май и все такое, но зачем сгонять людей всей толпой в центр? Почему бы не устроить эти праздники за городом, на природе? Тогда бы люди с детьми бы приходили. А сейчас что? Премся, премся…», — возмущался мужчина из Профсоюза машиностроителей.
«А меня пригласили», — смеясь, сказал молодой человек с флагом «Единой России», жестом показывая «шелест купюр». (Кстати, радио «Коммерсант FM» сообщило — «некоторые участники признавались, что пришли за 500 рублей»).
Один белый, другой черный
Демонстрантам не уставали строго напоминать, что на прошедших президентских выборах победил «наш кандидат», и что рабочие выступают против «политического авантюризма».
А ближе концу шествия случилось небывалое — появился сам «наш кандидат» Владимир Владимирович в черном пальто и его верный президент Дмитрий Анатольевич в белом плаще. (Странно, что не зазвучала мелодия из «Лебединого озера»). Они по праву возглавили шествие и делали это на протяжении нескольких десятков метров. За ними шла, надо понимать вся Россия, с транспарантами «Люди труда за Путина и Медведева» и «Пришла весна — болото высохло».
Какая-то женщина, волнуясь, спросила, что нужно делать, чтобы так замечательно выглядеть? Медведев посоветовал находить время для спорта. Путин по традиции был мудрее. Он ответил, что «надо больше работать». Наверное, в Белом доме или Кремле…
Медведев и Путин поздравили всех с праздником, не деланно поулыбались, и ушли. Как выяснилось позже, — в пивной бар «Жигули», чтобы по-простому, по-рабочему выпить пивка в выходной день.
Не зря искрились, выходит….
И дух наш молот. И серп
Шествие КПРФ стартовало от Калужской площади и двинулось к площади Революции, к товарищу Марксу. Около трех тысяч человек шли под красными флагами — КПРФ, КПСС, а также с портретами Ленина и Сталина, серпом и молотом.
У многих были плакаты с лозунгами не свежее, чем у единороссов. Например, «Мир, труд, май!», «Социализм победит!», и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Не обошлось и без язвительных слов, вроде «Выборы — не лохотрон», но кто бы это говорил…
Коммунисты прошли через весь центр, по коридору ограждений и сотрудников правоохранительных органов. Немало старичков и старушек просто выпало по пути из перекрытой зоны, но назад их уже не пускали. (Наверно, чтобы не создавать впечатление массовости). Как ни обзывали пожилые коммунисты омоновцев — «фашистами» и «сволочами», — те с обычными каменными лицами предлагали бабушкам и дедушкам возвращаться к месту старта.
В первом часу дня коммунисты начали митинг в Театральном проезде у памятника Карлу Марксу. Они потребовали от российских властей отказаться от планов по организации в Ульяновске транзитного центра НАТО, да и вообще критиковали курс, который был взят российской властью двадцать лет назад.
«Я был на всех этих оппозиционных митингах, там засилье либералов, а вот сейчас я как в раю», — признался юный коммунист, 19-летний член КПРФ Максим, добавив, что разделяет идеологию партии, но не то дармоедство, которое творится в организации. «Поэтому я сейчас больше на «Левый фронт» ориентируюсь», — сообщил Максим.
Представители «Левого фронта» тоже приняли участие в шествии коммунистов, но на митинге задерживаться не стали — отправились на Трубную.
Наши левши
«Марш левых сил» стартовал в 14.00 с Трубной площади и дошел до Чистопрудного бульвара. Перед самым началом полиция задержала двадцать два человека из числа анархистов.
«Все они отказались снимать маски при проверке документов и планировали осуществить провокации на мероприятии», — компетентно заявили полицейские, поразившие всех своей осведомленностью.
На этом марше собралась молодежь, причем очень разношерстная: нацболы, анархисты (были даже вело-анархисты на велосипедах), антифашисты, феминистки представители ЛГТБ-сообщества (весьма левых взглядов), и сбежавшие от скучного митинга КПРФ сторонники «Левого фронта».
Шествие получилось небольшим, но нескучным. С уверенностью можно сказать, что сюда людей никто не сгонял и за участие денег не платил.
Самой шумной и богатой на лозунги оказалась колонна нацболов. Сам отец-основатель шествовал впереди соратников, кричавших свои лозунги: «Капитализм — дерьмо!», «Россия — все, остальное — ничто!»
ЛГБТшники и феминистки отстаивали свои идеалы: «Наше отечество — все человечество!» А анархисты гнули знаменитое: «Выше, выше черный флаг! Государство — главный враг!»
Ближе к 16.00 участники, пройдя по Бульварному кольцу, собрались на митинг у памятника Грибоедову. Но ораторов мало кто слушал. Молодежь растянулась по Чистопрудному бульвару, кто-то танцевал, кто-то просто общался.
Два в одном флаконе
Митинг партии «Справедливая Россия» прошел на Сокольнической площади. При заявленных трех тысячах пришли около 800 человек.
ЛДПР со своими сторонниками 1 мая провели митинг на Пушкинской площади, в котором приняли участие около двух тысяч человек. Праздник окончился давкой и драками за подарки — одеколон «Жириновский». Все-таки, у Владимира Владимировича замечательный нюх на скандалы.
Первомайскую акцию провели и националисты. Они собрались в 13:00 у станции метро «Октябрьское поле» и прошли под предводительством Демушкина (на черном мотоцикле) к станции «Щукинская», где озвучили бессмертное «Россия для русских!».
По данным полиции, в шествии приняли участие около 400 человек, а на митинг остались около 200.