Он находился безвыездно в родной деревне Линьи в провинции Шаньдун, на востоке Китая, с сентября 2010 года – после своего освобождения из тюрьмы.
Против ограничения свободы передвижения и непрестанного наблюдения за семьей правозащитника выступали как его сторонники внутри страны, так и иностранные правительства и правозащитные организации.
Боб Фу, президент американской организации ChinaAid, занимающийся отстаиванием религиозных и политических прав, сообщил, что сбежавший адвокат находится в Пекине, и «в 100-процентной безопасности».
«Существует предположение, что Чэнь находится в посольстве США в Пекине», — цитирует Reuters его заявление. Посольства США и Министерство иностранных дел Китая отказались от комментариев по этому поводу.
В видео-обращении, размещенном на YouTube, Чэнь подтвердил факт своего побега, и потребовал от премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао отдать распоряжение о расследовании жестокого обращения местных властей с ним и его семьей.
«Это было вовсе не легко, но я сбежал, — говорит он в видеосюжете. — Все, что было сказано в Интернете о насилии против меня властями Линьи, я подтверждаю, что все это правда».
Чэнь не сообщил, где он находится и каковы его дальнейшие планы.
«Я хочу, чтобы премьер Вэнь Цзябао начал расследование этого порочного поведения. Деньги, уплаченные населением в виде налогов, не должны тратиться на коррумпированных местных чиновников, которые нам вредят», — добавил он.
Ранее Боб Фу заявил в телефонном интервью, что жена Чэня, его дочь и мать все еще находятся в деревне, в семейном доме, окруженном властями сразу после того, как было обнаружено исчезновение правозащитника.
Вырваться из когтей дьявола
Правозащитница Хи Пейронг сообщила Reuters, что Чэнь разговаривал с ней.
«Настроение у него нормальное, но кровотечение не прекращается, и он очень слаб, — сказала она. – Руки у него постоянно дрожат».
По ее словам, Чэнь очень беспокоится о своей семье.
«После своего побега он очень волнуется о жене, ребенке и матери. Он боится, что охранники будут мстить за его побег. В этом году они уже избивали его престарелую мать. Его жене переломали кости, которые до сих пор не срослись».
Чиновники в провинции Шаньдун не стали комментировать известие о побеге Чэня. Зато оно широко обсуждалось в популярной китайской социальной сети наподобие Twitter — Weibo, пользователи которой называют его «слепой», чтобы избежать цензуры на его имя, отражающей статус борца за права человека как своеобразного национального героя.
«Он спасся из когтей дьявола», — пишет пользователь «Смело говорящий».
«Никогда еще судьба одного слепого не трогала так сердца всего народа», — добавляет «Цзин Хули».
Старший научный сотрудник азиатского отделения нью-йоркской правозащитной организации Human Rights Watch Фелим Кине выразил озабоченность по поводу здоровья Чэня.
«Если Чэню действительно удалось бежать – самое время, поскольку появились сообщения, что состояние его здоровья было очень тяжелым из-за множественных сильных побоев его тюремщиков», — сообщил он по электронной почте.
В 2005 году Чэнь Гуанчэн не на шутку разозлил китайских чиновников, предав огласке программу принудительных абортов, принятую в рамках политики одного ребенка, проводимой в стране. Проведя четыре года в тюрьме по обвинению в «блокировании дорожного движения», он был официально выпущен на свободу в сентябре 2010 года.
В июле прошлого года, по данным ChinaAid, Чэн и его жена подверглись «жестокому четырехчасовому избиению» со стороны местных властей.
Десяткам его сторонников не дали посетить находившегося в заточении в родной деревне адвоката. Многие из них были избиты людьми в штатском.
В декабре охранники избили пытавшегося навестить Чэня голливудского актера Кристиана Бейла, снимавшегося в картине «Бэтмен». Актер приехал в Китай, чтобы рекламировать фильм китайского режиссера Чжана Имоу.