Закрыть

Общество

Крик души. И ее шепот

 

Ради в творчестве использует не только краски — чаще он работает с огнем. Или с пеплом. Или  с сажей. Вот и картину, которая принесла ему славу и известность, (она называется  просто «Вечный  огонь»), он написал пламенем.

Выжженные (огнем памяти?) силуэты  шестерых солдат Великой Отечественной  были вывешены на заброшенном военном госпитале. Странно, но они буквально обожгли всех… И неожиданно госпиталь стали замечать  все. И не только 9 мая.

Так на карте города появился очаг тепла и заботы. Разве это не высочайшее искусство?

Именно «Вечный огонь», разогревающий память и чувство долга, стал отправной точкой  его творчества. Работу заметили и оценили зарубежные СМИ. И имя Тимофея Ради «зажглось» в одном ряду с мировыми мастерами стрит-арта.  Иллюстрации его работ теперь публикуют в самых престижных американских и европейских журналах.

А зимой жители Екатеринбурга  повстречались с «Сатаной».  Нет-нет, Тимофей не «впал» в мистику. Речь об огромном муляже ядерной ракеты, заботливо подкинутым Тимой и его командой на улицу, по которой через пару дней должен был проехать Дмитрий Медведев со своей свитой.

Тут не было никакого протеста против оборонных инициатив президента, или несогласия с ростом бюджета военного ведомства. Это была просто ядерная «Сатана». Или напоминание о том, что с огнем должны играть  художники. Но не военные. Ведь огонь в их руках не создает – разрушает.

Оценим тут и  изобретательность Ради — не каждый сможет донести до самого президента свою мысль…

А еще у него есть два проекта, посвященные сохранению исторических зданий – ведь сейчас с такой легкостью используют оружие точечной застройки даже в районах, где расположены памятники архитектуры. Или их сносят вовсе, как это было с нашим «Военторгом». Тима создал «Перелом» и «Красную площадь», показав, как истекают «кровью» (тут был использован не огонь, а простая красная краска) обреченные дома. Безмолвность – заговорила…

Умейте  услышать молчание

На несколько дней Тима приехал в Москву, чтобы  во дворе выставочного центра «Винзавод» представить свой новый арт-проект. Я увидела,  как он работает.

Проект, надо прямо сказать, не без странностей, которую, уверена, на этот раз  способны  разгадать не все. Огромная выбеленная стена с прибитой полкой, на которой выстроены в ряд ровно пятьсот книг… Черных,  слегка обугленных и слабо дымящихся – их подожгли газовыми горелками.

Напрашивается  слово — вандализм.  Художник мыслит несколько иначе, и объясняет   свой жестокий символизм так: «Огонь дает жизнь, он сам как будто живой. А теперь посмотри на пламя охватившее книги – совершенно мертвое. В разные времена люди с остервенением сжигали книги, и я считаю это одним из темных  проявлений человеческой натуры».

Мы спорим. Поскольку протест против дикости просто априори не может сам быть диким. Но Тимофей смотрит на это другими глазами, и видит свое: «Когда что-то сгорает – все исчезает. Я же наоборот, хочу чтобы что — то осталось. Идея проекта заключается в том, чтобы вот эту энергию и силу, заключенную в книгах  перевести в слова», – объясняет он.

После сожжения беллетристики на сильно закопченной стене появилась фраза: «Пусть все услышат мое молчание».

Звучит красиво. Но, честно говоря, о чем молчал Тима, я так и не поняла. Тогда он улыбнулся: «Это загадка. Не пытайся найти здесь меня, ищи лучше себя».

Я представила свои любимые книги, объятые огнем…. И услышала свое молчание.

Мастерите свою судьбу

У всех проблем есть причины. И здесь, по мнению художника, сам человек, его внутреннее «я». Ведь еще мудрец сказал, что в сосуде концептуальна пустота. Чем наполним?

Так Ради пришло в голову создать проект «Гнездо» – огромную композицию, подвешенную на третьем этаже здания. В этом гнезде обжились черные птицы – аллегория человека, который тоже может  свить себе судьбу, но… не всегда так поступает.

Работа многих привела в восторг. Критики не скупились на похвалы и комплименты. Они утверждали, что это и есть «настоящее искусство», которое, по мнению многих художников, может получаться лишь, когда кричит душа. Или, когда она шепчет?

«Что касается крика души…. Я не хочу ни на кого кричать, но это должно попадать в душу, – говорит Тимофей. – Своим творчеством я хочу повлиять на сознание людей, пробить их «панцирь», убедить воспринимать власть иначе. Уверен, что образ нашей правящей верхушки в сознании граждан не должен быть сакральным. Те, кто находится у «штурвала» страны, имеют огромный опыт и все прочее, но они такие же люди. Важно понимать – Россия не удержится на одной-двух персонах. Поэтому мы все должны  задуматься над нашим будущим».


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях