Ради в творчестве использует не только краски — чаще он работает с огнем. Или с пеплом. Или с сажей. Вот и картину, которая принесла ему славу и известность, (она называется просто «Вечный огонь»), он написал пламенем.
Выжженные (огнем памяти?) силуэты шестерых солдат Великой Отечественной были вывешены на заброшенном военном госпитале. Странно, но они буквально обожгли всех… И неожиданно госпиталь стали замечать все. И не только 9 мая.
Так на карте города появился очаг тепла и заботы. Разве это не высочайшее искусство?
Именно «Вечный огонь», разогревающий память и чувство долга, стал отправной точкой его творчества. Работу заметили и оценили зарубежные СМИ. И имя Тимофея Ради «зажглось» в одном ряду с мировыми мастерами стрит-арта. Иллюстрации его работ теперь публикуют в самых престижных американских и европейских журналах.
А зимой жители Екатеринбурга повстречались с «Сатаной». Нет-нет, Тимофей не «впал» в мистику. Речь об огромном муляже ядерной ракеты, заботливо подкинутым Тимой и его командой на улицу, по которой через пару дней должен был проехать Дмитрий Медведев со своей свитой.
Тут не было никакого протеста против оборонных инициатив президента, или несогласия с ростом бюджета военного ведомства. Это была просто ядерная «Сатана». Или напоминание о том, что с огнем должны играть художники. Но не военные. Ведь огонь в их руках не создает – разрушает.
Оценим тут и изобретательность Ради — не каждый сможет донести до самого президента свою мысль…
А еще у него есть два проекта, посвященные сохранению исторических зданий – ведь сейчас с такой легкостью используют оружие точечной застройки даже в районах, где расположены памятники архитектуры. Или их сносят вовсе, как это было с нашим «Военторгом». Тима создал «Перелом» и «Красную площадь», показав, как истекают «кровью» (тут был использован не огонь, а простая красная краска) обреченные дома. Безмолвность – заговорила…
Умейте услышать молчание
На несколько дней Тима приехал в Москву, чтобы во дворе выставочного центра «Винзавод» представить свой новый арт-проект. Я увидела, как он работает.
Проект, надо прямо сказать, не без странностей, которую, уверена, на этот раз способны разгадать не все. Огромная выбеленная стена с прибитой полкой, на которой выстроены в ряд ровно пятьсот книг… Черных, слегка обугленных и слабо дымящихся – их подожгли газовыми горелками.
Напрашивается слово — вандализм. Художник мыслит несколько иначе, и объясняет свой жестокий символизм так: «Огонь дает жизнь, он сам как будто живой. А теперь посмотри на пламя охватившее книги – совершенно мертвое. В разные времена люди с остервенением сжигали книги, и я считаю это одним из темных проявлений человеческой натуры».
Мы спорим. Поскольку протест против дикости просто априори не может сам быть диким. Но Тимофей смотрит на это другими глазами, и видит свое: «Когда что-то сгорает – все исчезает. Я же наоборот, хочу чтобы что — то осталось. Идея проекта заключается в том, чтобы вот эту энергию и силу, заключенную в книгах перевести в слова», – объясняет он.
После сожжения беллетристики на сильно закопченной стене появилась фраза: «Пусть все услышат мое молчание».
Звучит красиво. Но, честно говоря, о чем молчал Тима, я так и не поняла. Тогда он улыбнулся: «Это загадка. Не пытайся найти здесь меня, ищи лучше себя».
Я представила свои любимые книги, объятые огнем…. И услышала свое молчание.
Мастерите свою судьбу
У всех проблем есть причины. И здесь, по мнению художника, сам человек, его внутреннее «я». Ведь еще мудрец сказал, что в сосуде концептуальна пустота. Чем наполним?
Так Ради пришло в голову создать проект «Гнездо» – огромную композицию, подвешенную на третьем этаже здания. В этом гнезде обжились черные птицы – аллегория человека, который тоже может свить себе судьбу, но… не всегда так поступает.
Работа многих привела в восторг. Критики не скупились на похвалы и комплименты. Они утверждали, что это и есть «настоящее искусство», которое, по мнению многих художников, может получаться лишь, когда кричит душа. Или, когда она шепчет?
«Что касается крика души…. Я не хочу ни на кого кричать, но это должно попадать в душу, – говорит Тимофей. – Своим творчеством я хочу повлиять на сознание людей, пробить их «панцирь», убедить воспринимать власть иначе. Уверен, что образ нашей правящей верхушки в сознании граждан не должен быть сакральным. Те, кто находится у «штурвала» страны, имеют огромный опыт и все прочее, но они такие же люди. Важно понимать – Россия не удержится на одной-двух персонах. Поэтому мы все должны задуматься над нашим будущим».