Команды, участвующие в Гран-при Бахрейна (гонки будут проводиться 20 – 22 апреля) одна за другой прибывают на остров. Полиция и силы безопасности оцепили столичный аэропорт. Под оцепление также попали окрестные деревни, жители которых симпатизируют оппозиции.
Салман, ты неправ
Что бы ни произошло, правительство Бахрейна стремится провести «Формулу-1» и доказать тем самым возвращение страны к нормальной жизни после крайне жесткого подавления массовых выступлений оппозиции в прошлом году. Ведь из-за беспорядков Гран-при-2011 пришлось отменить. «Власти пытаются доказать, что они встали на путь реформ, однако наша организация продолжает получать свидетельства о пытках и чрезмерном применении силы в отношении протестующих», — цитирует «Аль-Джазира» заявление регионального директора «Международной амнистии» Хасибы Сахрави.
Самый большой «фанат» «Формулы-1» в монаршей семье — наследный принц Салман бин Хамад аль-Халифа потребовал от оппозиции «не использовать проведение международного события в своих политических целях». Именно с подачи Салмана проводимые соревнования были названы «Королевскими гонками». Дело это не только увлекательное, но и выгодное. Последний Гран-при в 2010 году привлек около 100 тыс. зарубежных гостей и дал казне полмиллиарда долларов дохода.
Салман даже специально посетил деревню Санабис, считающуюся оплотом оппозиции, чтобы убедить оппонентов властей не препятствовать проведению соревнований. Правда, демонстранты встретили его скандированием лозунга «Народ требует смены режима!». Но, как отмечают представители оппозиционной партии «Аль-Вефак», лично к принцу у них особых претензий нет. Хотя они считают, что он, конечно, неправ в вопросе с «Формулой-1». Салман по-прежнему рассматривается как единственный сторонник реальных реформ в правящем лагере, тем более, что, кроме него, никто из королевской семьи не выходит на прямой контакт с противниками властей.
«Гарантировать безопасность глупо»
По мере приближения гоночного уик-энда на Бахрейне нарастали ежедневные акции протеста. Это в очередной раз напомнило о массовых народных волнениях, начавшихся в королевстве в середине февраля 2011 года. В них участвовали оппозиционные силы, представленные в основном мусульманами-шиитами, составляющими 75% населения острова.
Выступления оппозиции были подавлены в следующем месяце при участии военного контингента, направленного в Бахрейн Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, прежде всего Саудовской Аравией и Катаром. В стране тогда прошли аресты активных участников беспорядков, из которых более 400 человек были преданы суду. Между тем иностранные военные части до сих пор остаются на территории королевства.
Властям очень не хотелось бы привлекать их к охране «Формулы-1», но местная полиция не уверена в своих силах, пишет лондонская «Гардиан». Бывший офицер британских силовых структур Джон Йейтс, консультирующий ныне службу охраны международного автодрома, заявил журналистам, что «заранее гарантировать безопасность было бы глупо». И продолжил: «Возможно ли нападение на автодром? Конечно, возможно. Сможете ли вы остановить какого-нибудь идиота, выбегающего на трассу? На других трассах уже были подобные случаи. Полиция в состоянии применить любые средства», «Если оппозиция начнет использовать боевые патроны, полиция ответит этим же. Но до этого вряд ли дойдет», — довольно мрачно заключил эксперт по безопасности.
«Все команды счастливы»?
А вот устроители гонок настроены иначе. Президент Международной автомобильной федерации (FIA) Жан Тодт подчеркнул, что федерация, которую он возглавляет, является спортивной организацией и не намерена заниматься политикой. По его словам, задача FIA – обеспечить необходимые меры безопасности, что она и намерена сделать.
Владелец коммерческих прав на «Королевские гонки» 81-летний миллиардер Берни Экклстоун, как сообщает агентство «Рейтер», демонстрирует гораздо большую самоуверенность.
«Все команды счастливы быть там, — заявил Экклстоун прессе. — Ничего не происходит. Я знаю людей, живущих там, и там очень тихо и спокойно». Когда он говорил эти слова, демонстранты в Манаме и ее пригородах жгли его фотографии. Одновременно они выступали в поддержку самого известного бахрейнского политзаключенного, 50-летнего Абдулхади аль-Хаваджи, держащего голодовку уже два месяца. Кроме того, на прошлой неделе полиция застрелила в упор 15-летнего манифестанта Мохаммеда Ахмеда Абдель Азиза, затем на его похоронах был убит еще один молодой оппозиционер. Впрочем, миллиардер действительно мог либо не знать, либо не желать знать всего этого.
Тем временем на острове продолжается «война плакатов». Оппозиционеры стараются сорвать или замазать щиты с лозунгом «Одна страна, один праздник» и рисуют на стенах граффити «Бойкот Ф1». Столь же популярным стал призыв «Прекратите гонки на нашей крови!», обращенный к участникам соревнований.