Закрыть

Праздники и приметы

Почему традиционные функции банков через несколько лет перейдут к МФО

 

При слове банк у большинства людей возникает ассоциация с солидным финансовым учреждением, оказывающим огромное количество разных услуг: выдающим потребительские займы, оформляющим ипотеку, имеющим собственную платежную систему и т.д. Но, уже в ближайшие годы подобных банков уже не останется, а многие их традиционные услуги станут прерогативой других финансовых учреждений, к примеру, микрофинансовых организаций.

Как будут выглядеть банки будущего

Такой банк будет иметь лишь один офис, а значительная часть привычных на сегодняшний момент задач банковского персонала станет отдаваться на аутсорсинг фрилансерам.   Никаких отделений эта компания иметь не будет. Все операции станут совершаться исключительно по интернету или через мобильное приложение. Взаимодействие с клиентами будет производится полностью автоматически при помощи информационных “суфлеров”, инфоботов и электронных сценариев-подсказок.  А в списке услуг банка будущего уже не будет мелких потребительских кредитов, процессинга, POS-кредитования. Эти услуги станут оказывать специализированные компании.

Процессинг

Эта часть банковского бизнеса в скором времени неизбежно отойдет к мобильным операторам. Этот процесс уже начался. Уже сейчас многие телекоммуникационные компании начинают самостоятельно проводить оплаты и кредитовать клиентов, без помощи банков. И для последних это не так уж плохо. Ситуация, когда практически каждый банк имеет собственный процессинговый центр привычна для России, но абсолютно ненормальна для всего остального мира. По мнению представителей Global Payments Russia, процессинговый бизнес может выйти на уровень рентабельности только, если число обслуживаемых клиентов превысило 500 миллионов человек. Вряд ли хоть один российский банк может похвастаться подобными показателями. Так что отказ от процессингового бизнеса может помочь им избежать лишних расходов.

Эквайринг

Российские компании платят довольно большие комиссии банкам за услугу эквайринга  (возможность электронным терминалам принимать к оплате банковские карты). Крупные торговые сети отчисляют 0,7-0,8% от стоимости каждой покупки, совершенной банковской картой через терминал. А комиссия мелких магазинов может доходить до 2,5%. Поэтому все больше компаний начинает сотрудничать не с банками, а с FinTech-компаниями, предлагающими более удобные и инновационные способы эквайринга: идентификацию через мобильный телефон, мобильный терминал, по биометрическим параметрам и т.д.

Этот процесс происходит очень активно. По данным компании Juniper Research, К 2021 году доля mPOS-терминалов на базе смартфонов и планшетов в общих розничных платежах составит 40% от мирового рынка эквайринга. А за 4 года следующих рынок mPOS-терминалов вырастет на 400%

О том, что Fin-Tech компании стремительно растут и становятся традиционными конкурентами традиционных банков, свидетельствуют и данные о самых крупных сделках 2015 года. Многие Fin-Tech стартапы были проданы за миллиарды долларов

Poss-кредитование

Банки неизбежно уступят и этот рынок. Правда этот процесс будет проходить не так быстро, как в случае с эквайрингом и процессингом. По оценке заместителя председателя правления ОТП банка Александра Васильева, рынок POS-кредитования в 2016 году вырастет на 10-15%, но его маржинальность резко снизится. На данный момент маржа в этом виде бизнеса составляет всего 3-4%, но к концу года она будет еще меньше.

Такие показатели вынуждают торговые сети искать новые способы взаимодействия с банками. Уже сейчас ряд компаний начали использовать схему с кредитными брокерами. В этом случае в зале торговой сети выдачей кредитов на покупку товаров занимаются не сами сотрудники различных банков за отдельными стойками, а один брокер, который представляет сразу несколько банковских организаций. Такая мера позволяет существенно снизить расходы на персонал.

При низкой маржинальности крупные банки будут терять интерес к POS-кредитованию и на этот рынок будут заходить новые игроки. К примеру, уже сейчас его начинают активно осваивать микрофинансовые организации. По словам гендиректора МФО “Честное слово” Андрея Петкова по ссылке топзаймов.рф,  их онлайн-сервис, как многие другие микрофинансовые организации, начал тестирование программы POS-кредитования.  На этом направлении у МФО отличные перспективы. Ведь для потребителей гораздо удобнее оформить за минуту онлайн займ в микрофинансовой организации и уже через 5 минут получить займ на странице топзаймов.рф для покупки понравившегося товара, чем заполнять кучу документов банковского кредита.

Причем уже сейчас в сотрудничестве с МФО заинтересованы не только мелкие торговые сети, но и флагманы отечественного ритейла.  К примеру, микрофинансовая организация “Viva Деньги”
начала выдавать онлайн займы на покупку товаров в Евросети и Связном.

Мелкие кредиты

Уже сейчас темпы роста портфеля микрофинансовых организаций значительно превышают банковские. И дело не только в том, что рынок микрокредитования в России появился относительно недавно. Для многих россиян гораздо удобнее брать в долг небольшие суммы в МФО, а не в банках, так как микрофинансовые организации гораздо быстрее обрабатывают заявки и не требуют от клиентов большого количества документов. А более высокая процентная ставка по микрокредитам не играет существенной роли, если заемщик берет в долг всего лишь 5-10 тысяч рублей на небольшой срок. Такую тенденцию подтверждают и представители многих МФО. По их словам, до 20% новых заемщиков ранее были клиентами банковских учреждений.

То, что МФО становятся серьезными конкурентами банков подтверждают и статистические данные. К 1 декабря 2015 года объем рынка необеспеченных банковских ссуд снизился на 12,4%. В то время как сегмент потребительских займов микрофинансовых организаций, по данным компании “Быстроденьги” вырос за 2015 год на 20%. 

 

 

 


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях