Президентские выборы в маленькой Южной Осетии, где насчитывается немногим менее 20 тысяч избирателей, напомним, превратились в настоящую драму с непредсказуемым исходом в прошлом году. Тогда выборы выиграла кандидат от юго-осетинской оппозиции Алла Джиоева. Верховный суд, как уверяют оппозиционеры, не без давления действующего президента Эдуарда Кокойты, любой ценой стремившегося остаться у власти, итоги выборов аннулировал. После долгих открытых и закулисных переговоров, угроз и бурных митингов, едва не поставивших республику на грань гражданской войны, было объявлено новое голосование.
Экс-силовик в оппозиции против омбудсмена
Во второй тур этих перевыборов вышли Леонид Тибилов и Давид Санакоев. Первый в начале 1990-х, во время тогдашней войны с Грузией возглавлял республиканское КГБ — именно в таком качестве его запомнили большинство жителей республики, несмотря на то, что позднее он сменил довольно много должностей, прежде чем из-за конфликта с Кокойты в начале нового века перебраться в Москву.
Считается, что Тибилов тесно связан с теми же силами, что поддерживали Аллу Джиоеву: юго-осетинской оппозицией, которая группируется вокруг бизнесмена Альберта Джуссоева и тренера России по вольной борьбе Джамболата Тедеева, уроженца Цхинвала.
Его соперник 35-летний Давид Санакоев занимает весьма странную, с точки зрения многих местных жителей, должность – уполномоченный по правам человека. В ходе противостояния между оппозицией и Кокойты его ведомство вело себя очень осторожно. Санакоев не делал громких заявлений в поддержку или в осуждение той или иной стороны.
Воскресные выборы прошли при достаточно высокой явке, которая была таковой не только по отчетам избирательной комиссии, но и на самом деле. Тех, кто уже устал от хождений к избирательным урнам, успокаивало одно: эта попытка выбрать президента должна быть последней. Потому что в противном случае, слишком возрастет вероятность того, что вопрос о власти придется решать не голосованием, а оружием, которое здесь по-прежнему есть практически в каждом доме.
Цхинвал все же восстанавливается
Обычные жители Южной Осетии, кажется, едва начали привыкать к тому, что в Цхинвале наконец-то что-то стало восстанавливаться. Каких-то полгода назад город производил впечатление только вышедшего из-под обстрела. А теперь видно не вооруженным глазом, что далеко не все деньги, выделенные на восстановление республики, ушли в песок. Отремонтированных домов в Цхинвале уже заметно больше, чем разрушенных войной. Городской пейзаж, правда, портят канавы и разрытые траншеи: где-то меняют, где-то проводят водопроводы, ремонтируют дороги. Впрочем, цхинвальцы приспособились преодолевать образовавшиеся препятствия (местные красавицы умудряются прыгать через канавы в туфлях на высоком каблуке).
Всплеск восстановительных работ пришелся на осень прошлого года, на период перед первым туром выборов, когда президент Эдуард Кокойты попытался хоть как-то исправить свой имидж, безнадежно испорченный в глазах соотечественников. Не помогло.
Отмежеваться от предшественника
Собственно, отношение к Кокойты и стало тем зримым маркером, который определял, кто и для кого на этих выборах «свой» и «чужой». Не программы кандидатов, которые у них практически не отличались друг от друга (все – за союз с Россией, все – за независимое государство и против какой бы то ни было формы объединения с Грузией, все – против коррупции), а именно отношение к экс-президенту, которому теперь уже мало кто верит. «Люди смотрели не на лозунги, а на то, какая у человека команда, кто за ним стоит. В Южной Осетии народу мало, все друг друга знают, поэтому обмануть в этом вопросе кого бы то ни было, было трудно», — рассказала WordYou местный политолог Марина Санакоева.
В результате между кандидатами развернулось прямо-таки соревнование, кто успешнее сможет отмежеваться от непопулярного экс-президента. В речах Тибилова – «преодоление наследия Кокойты» звучало как что-то само собой разумеющееся. Выбывший в первом туре посол Южной Осетии в России Дмитрий Медоев, которого считали «кандидатом Кремля» и вовсе строил свою избирательную кампанию на беспощадной критике экс-президента. Правда, ему это не помогло.
А Санакоев торжественно поклялся на мемориальном кладбище во дворе 5-й школы Цхинвала, где, во время войны 2008 года шли ожесточенные бои, что за ним не стоит Кокойты. Правда, судя по результатам выборов, ему не очень-то поверили.
Одним из первых заявлений Тибилова после победы было предложение Алле Джиоевой войти в кабинет министров. Она обещала подумать.