В случае победы своего кандидата, главного стратега и заместителя главы организации Хайрата аль-Шатера находившееся раньше под запретом «Братство» получит значительный контроль и над законодательной, и над исполнительной властью в стране.
Сообщение о его выдвижении в кандидаты, прозвучавшее на пресс-конференции в Каире в субботу, вызвало неоднозначную реакцию и в самом движении. Даже его руководящий совет – шура – разделился во мнениях по этому вопросу, сообщает «Аль-Джазире» со ссылкой на представителя «Братства».
Египетская пресса описывает аль-Шатера как мультимиллионера, успешного бизнесмена, и одного из главных финансистов организации, который всего чуть больше года назад осуществлял свою деятельность из тюремной камеры.
Тем не менее, его кандидатура грозит еще более расколоть голоса сторонников исламистов, и так уже разделенные между тремя другими кандидатами. Это может оказаться серьезным преимуществом для их соперников, которых правящие генералы, вероятно, предпочтут видеть у власти, хотя военные и настаивают на том, что не будут вмешиваться в ход выборов.
«Национальный герой»
61-летний аль-Шатер, отец 10 детей, деловые интересы которого варьируются от компьютеров до мебели, несколько раз попадал в тюрьму при Мубараке, который запретил «Братство» и периодически арестовывал его членов.
«Он является национальным героем в Египте. Он создал организацию в поте лица своего, и когда она была уничтожена, потому что он оказался конкурентом сына свергнутого президента, он был заключен в тюрьму и пострадал от несправедливости», — сказал лидер «Братьев-мусульман» Мухаммад Бади, когда была объявлена его кандидатура.
Но даже в самом движении нет единодушия по этому вопросу. «Это право «Братства», выставлять своего кандидата, но они должны знать, что теряют большую часть своего авторитета и расширяют пропасть между собой и остальными группами населения в Египте», — написал в «Твиттере» бывший заместитель лидера «Братства» Мухаммад Хабиб.
Сам новоявленный кандидат ограничился пока только кратким заявлением об отставке с поста заместителя лидера движения. По словам членов «Братства», план его предвыборной кампании разрабатывается, и она может быть начата на этой неделе, сообщает «Рейтер».
«Нет монополии»
Ключевая роль, которую играет в определении идеологии организации Хайрат аль-Шатер, много лет трудившийся вне поля зрения общественности, стала более очевидна после его освобождения из тюрьмы, последовавшего за свержением Мубарака в феврале 2011 года.
Встречи с ним добивались западные и другие официальные лица. Международный валютный фонд команды, стремящийся навязать соглашение о кредите в 3,2 млрд долларов, , встретился с ним для переговоров.
Один западный дипломат описал его как человека спокойного, который с одними «демонстрировал полный контроль», а с другими, во время более жаркой дискуссии, «вел себя несколько задиристо».
Члены «Братства» характеризуют аль-Шатера как «отличного стратега», сумевшего удержать в узде инакомыслие, хотя определенная часть молодежи была этим разочарована. Тем не менее, он ратует за всеобщее участие в политике.
«Египет не вернется к временам однопартийной системы. «Братство» будет способствовать укреплению других партий. Даже если одна из партий имеет большинство, она никогда не должна иметь монополию», — сказал он в интервью «Рейтер» в марте прошлого года, через 10 дней после своего освобождения.
И все же некоторые считают решение «Братства» поддержать выдвижение его кандидатуры на пост президента попыткой монополизировать власть, которая впервые за 84-летнюю историю существования движения может привести его на политической жизни страны.
«Реальная угроза»
«Братья-мусульмане» заявляют о необходимости сформировать новое правительство — с учетом парламентского большинства. Однако по существующей еще со времен свергнутого режима конституции это право принадлежит военным или вновь избранному президенту. До сих армия упорно отказывалась проводить какие-либо изменения в назначенном ею кабинете министров.
Решение выставить своего кандидата генеральный секретарь движения Махмуд Хусейн объясняет именно отказом военных распустить кабинет, представляющим «реальную угрозу для революции и демократического перехода к избранному гражданскому правительству».
Аналитики отмечают, что несмотря на свой вес в парламенте, «Братство» очень настороженно относится к военным, памятуя о жестких гонениях при Мубараке и его предшественниках.
Хайрат аль-Шатер был впервые задержан в 1968 году, во время правления президента Гамаля Абдель Насера. В последний раз он был арестован в 2006 году, и на следующий год заключен в тюрьму. Правящий военный совет отменил два вынесенных ему ранее судебных приговора, дав возможность баллотироваться в президенты страны, сообщил в воскресенье адвокат движения. В случае его победы на выборах «Братья-мусульмане» получат возможность формировать кабинет министров.