У руководителей пятерки стран-членов БРИКС — график напряженный. Проведя два за обсуждением глобальных ядерных проблем в Сеуле, они дружно отправились на другой конец Азии – в Индию, чтобы уже в своем «узком кругу» обсудить самые насущные проблемы. Для двоих из участников встречи это прощальный саммит: Дмитрий Медведев, как известно, сложит свои президентские полномочия уже в мае, а 69-летний председатель КНР Ху Цзиньтао объявит о своем уходе на октябрьском съезде компартии Китая – в рамках традиционной политики «омоложения» руководящих кадров КНР.
БРИКС – новое объединение, возникшее только шесть лет назад «на полях» сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, в то время еще без буквы «С» в своем названии, которая появилась с присоединением к странам-учредителям Южной Африки в 2011 году. По расчетам аналитиков из Goldman Sachs Group Inc, к 2050 году экономическая мощь стран БРИКС превзойдет суммарную мощь экономик «большой семерки» — Соединенных Штатов и развитых стран Западной Европы.
Делийский саммит – уже четвертый форум стран-участниц БРИКС (из них второй – для ЮАР).
Опять «иранские» санкции
Как пишут индийские СМИ, среди тем международной политики, выходящих на первый план саммита БРИКС, официальный Дели, прежде всего, озабочен перспективой силового разрешения ситуации вокруг Ирана. Тем более, что из региона Персидского залива приходят известия, все более напоминающие фронтовые сводки. Так, в среду США отправили на дежурство в Аравийское море амфибийно-десантную группу, включающую вертолетоносец.
Корабли, на борту которых разместился и экспедиционный батальон морпехов, вышли в поход с базы «Норфолк» в Вирджинии. Пару недель назад оттуда же к берегам Ирана направился авианосец Enterprise – в помощь аналогичным судам Carl Vinson и Abraham Lincoln, уже дежурящим у иранских берегов. «Они будут следить за нашими танкерами, идущими с иранской нефтью», — предупреждает комментатор делийского радио.
Таким образом иранская тема и угроза энергобезопасности оказываются тесно переплетены. WordYou уже сообщал об угрозе санкций против Индии, озвученной Вашингтоном из-за «неправильной позиции» Дели в иранском вопросе. В последние дни неофициальное давление США на Индию вновь усилилось.
Накануне саммита БРИКС министр нефти и природного газа Индии Джайпал Редди счел нужным заявить, что его страна продолжит импортировать иранскую нефть. «Мы уважаем их чувства, но предлагаем им осознать наши потребности», — подчеркнул министр, адресуя эти слова Соединенным Штатам.
«Импорт будет продолжен без каких-либо нарушений международных законов», — продолжил министр.
Для Индии Иран — крупнейший поставщик сырья, который обеспечивает ей 12% всего импорта на общую сумму в 11 млрд долларов.
Санкции, введенные против Ирана Евросоюзом, уже осложнили жизнь индийским импортерам энергосырья. Речь идет о срыве проекта строительства подводного трубопровода от комплекса газовых месторождений «Фарси» в Исламской Республике – через океан — к индийским берегам. Планировалось, что в этом проекте примут участие европейские компании. Теперь же остался лишь сухопутный вариант трубы Иран-Пакистан-Индия, причем иранцы уже заканчивают последний участок ее прокладки в Пакистане. Но здесь, конечно, многое зависит от того, как у Дели дальше будут складываться отношения с Исламабадом.
Вместе с Индией под угрозой американских санкций оказалась и ЮАР, также импортирующая в больших объемах иранскую нефть. Причем на этой неделе американские и израильские СМИ запустили «утечки» о том, что Претория поддалась заокеанскому давлению. Накануне саммита БРИКС министерству энергетики ЮАР пришлось выступить с официальным опровержением: «Никакого решения пока не принято, поскольку изучение вопроса далеко от завершения».
Доля иранской нефти в южноафриканском импорте составляет 30%, а один из крупнейших национальных нефтеперерабатывающих заводов на 80% зависит от сырья, поставляемого из Исламской Республики.
Пополнить МВФ и отказаться от доллара
Как рассказала WordYou руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян, «индийцы не намерены менять свою позицию, хотя страны-участницы БРИКС — очень разные, и у них, конечно же, имеется собственное мнение по целому ряду вопросов». В качестве примера имеющихся разногласий эксперт привела голосование Индии в Совбезе ООН (в качестве непостоянного члена) по сирийскому вопросу, когда индийцы поддержали резолюцию, заветированную Россией и Китаем. Между тем в четверг в Дели сирийская проблема будет обсуждаться наряду с иранской.
В целом, говоря о саммите БРИКС, Татьяна Шаумян особо выделила его экономическую составляющую, в частности, планы увеличить долю развивающихся стран в Международном валютном фонде и перейти на национальные валюты в двусторонних расчетах. Что, конечно, ударит по доллару. Причем по этим вопросам страны-участницы намерены выработать общую позицию к июньскому саммиту «двадцатки» в Мексике.
О координации действий в преддверии встречи «двадцатки» сообщил журналистам и помощник президента РФ Сергей Приходько. Он также выделил «возможное участие государств БРИКС в пополнении финансовых ресурсов МВФ».