Во вторник Ахмад Фавзи, официальный представитель Кофи Аннана, находящегося с визитом в Пекине, заявил о начале нового этапа, который может «положить конец насилию и кровопролитию» в Сирии. Аннан, в свою очередь, заручился поддержкой китайского руководства (напомним, что Пекин вместе с Москвой дважды накладывал вето на резолюции СБ ООН по Сирии). Официальный представитель МИД КНР Ху Лэй объявил о поддержке его миссии еще до начала официальных переговоров.
Оппозиция объединяется
Перемены произошли и на фланге сирийской оппозиции. Если раньше официальный Дамаск мог заявлять, что ему просто не с кем вести переговоры из-за разрозненности оппозиции и отсутствия у ее вооруженных сил единого командования, то теперь ситуация изменилась. В понедельник глава повстанческой Сирийской свободной армии (ССА) экс-полковник ВВС Рияд Асад объявил об объединении всех повстанческих подразделений под единым руководством.
Ожидается, что вечером во вторник уже о политическом объединении объявит председатель оппозиционного Сирийского национального совета, собравшегося в Стамбуле, Бархун Галиун.
Напомним, в «шесть пунктов» Анана входят прекращение насилия, вывод войск из городов, доставка международной гуманитарной помощи в пострадавшие районы по специально образованным «коридорам», освобождение политзаключенных и незаконно задержанных лиц. План не предусматривает отставки президента Асада.
Сирии нужен свой проект
К визиту Асада в Китай официальный рупор Компартии Китая газета «Жэньмин жибао» опубликовала большой аналитический материал, посвященный арабским революциям, за подписью научного сотрудника Института современных международных отношений Китая Тянь Вэньлиня. «На протяжении более чем года в странах Ближнего Востока было зафиксировано три модели политической трансформации: первая – «ливийская модель», когда стоящие у власти правители были свергнуты внешней силой; вторая – «египетская модель» — лидеры страны подали в отставку на фоне народных протестов; третья – «йеменская модель» — мирная передача власти». По мнению автора, ни одна из них не применима в нынешней сирийской ситуации, и необходим поиск новых вариантов.
В Сирии «впервые появились признаки того, что мирные силы превосходят военные», — пишет Тэнь. Но насильственное свержение нынешней сирийской власти, по его мнению, «скорее всего, приведет к региональной катастрофе». Возможно, с точки зрения официального Пекина, миссия Ананна как раз и поможет выработать некую «новую модель».
Что касается Башара Асада, то в нынешней ситуации, когда Москва и Пекин отказались от его безусловной поддержки, у сирийского президента просто не остается иного выхода, кроме как принять план международного посредничества.
Главное, чтобы теоретические построения экспертов и дипломатов-посредников в очередной раз не разбились о жизненные реалии. Как отмечает «Аль-Джазира», принятие Сирией плана Аннана – очень существенный момент, вопрос в том, примет ли его теперь сирийская оппозиция. Накануне встречи в Стамбуле Бурхан Галиун уже заявлял, что предложения экс-генсека ООН полезны, но они могут стать лишь частью более широкого проекта, поскольку «нужно действовать активнее». Возможно, по окончании своего съезда сирийская оппозиция уже более конкретно выскажется, о каком проекте идет речь.
Ливанский рикошет
Пока же все более тревожные известия поступают из соседнего с Сирией Ливана. Верные Башару Асаду войска вторглись на север этой страны, разрушая фермы, на которых укрылись преследуемые сирийские повстанцы.
«Более 35 сирийских солдат перешли границу и начали разрушать дома», – цитирует агентство «Рейтер» 63-летнего Абу Ахмеда, жителя села в районе горы аль-Каа. А его земляк рассказал о том, что солдаты, некоторые из которых передвигались на бронетранспортерах, вели перестрелку с повстанцами, отвечавшими им пулеметным огнем и стрельбой из гранатометов.
Как рассказал WordYou профессор Ливанского государственного университета Муфид Котейш, ливанская армия, опасаясь, что может произойти нечто подобное, ранее не раз выставляла усиленные блокпосты на границе с Сирией. Тем более, что ливанский город Триполи, как уже сообщалось, недавно пережил столкновения между местными сторонниками и противниками сирийского режима, когда погибли четверо и были ранены десятки человек.
«Представители ливанской оппозиции, поддерживающие противников Асада, неоднократно заявляли, что они не имеют отношения к пересечению границы с Сирией и переброске туда оружия. По их словам, это дело рук людей из Сирийской свободной армии, которые транзитом через ливанскую территорию пробираются в Сирию из других стран», — рассказал профессор Котейш. « В Ливане и власти, и военные, и оппозиция больше всего опасаются, что боевые действия в Сирии будут перенесены на нашу территорию», — заключил наш собеседник.
Напомним, что по данным секретариата ООН, общее число жертв в Сирии превысило 8 тысяч человек, и большая часть из них – гражданские лица. Сирийские власти, в свою очередь, заявляют, что в столкновениях убито более 2 тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.