Закрыть

Праздники и приметы

Французские мусульмане хотят сменить президента

 

Комментируя проблему иммиграции, Николя Саркози (по последним опросам, отстающий всего на полтора процента от фаворита предвыборной гонки лидера социалистов Франсуа Олланда)  продолжает тщательно отшлифовывать образ президента-героя, который спасет нацию от врагов. Ле Пен, не стесняясь в выражениях, агитирует за сокращение количества иммигрантов на 95%. «Радикальный исламизм, его распространение и его влияние усиливаются с каждым годом. Он является прямым следствием массовой иммиграции», — заявляет она. Что, однако, не спасло ее от падения рейтинга. Причем потеснивший ее коммунист Меленшон даже призвал избирателей «избавиться от Национального фронта раз и навсегда».

Пока кандидаты в президенты сражаются за голоса избирателей, эксплуатируя тему ислама, мы решили выяснить, как сами французские мусульмане, имеющие по данным Центра политических исследований Cevipof, пятипроцентный электоральный вес, намерены проголосовать на выборах президента Республики.

Тревожный Юг

На Сиреневом проспекте небольшого южнофранцузского города По, что в двух часах езды от теперь уже печально известной Тулузы, обстановка кажется спокойной. Народ постепенно сходится на пятничную молитву. Кто-то отлучился на несколько минут со своего рабочего места, кто-то ждал всю неделю этого дня, чтобы встретить своих соотечественников. Молодой человек у входа в мечеть угощает финиками своих собратьев. Но, как только я попыталась сфотографировать мечеть из-за ворот, идиллия прервалась,  ко мне сразу подошли несколько человек и довольно настороженно поинтересовались, для чего я это делаю. Видимо, сказывается стресс после убийств, совершенных «тулузским стрелком»: французские мусульмане опасаются, что на них спишут всю эту историю.

Глава местной ассоциации мусульман Бин Мухаммед Ахмед и учитель истории и географии Тумаит Мухаммед поначалу тоже приняли меня настороженно. «После всех этих событий мы стараемся быть более осторожными, особенно молодежь. Вчера ко мне приходил журналист и жаловался, что молодые люди не хотят с ним беседовать, — подтверждает Тумаит Мохаммед мои подозрения. – Но мы не хотим, чтобы люди путали ислам с экстремизмом. Эти два явления не имеют ничего общего между собой. Мусульманская религия миролюбива и ни в коем случае не оправдывает действия убийц. Но я не думаю, что в обществе существует настоящая проблема исламофобии. Существует всего лишь одна единственная партия, – Национальный фронт, – которая и раздувает скандалы только лишь для привлечения электората».

Мусульмане предпочитают левых

«Конечно, я пойду на выборы, хотя бы ради того, чтобы не допустить националистов к власти», — объясняет свою позицию г-жа Садек, алжирка, иммигрировавшая вместе с мужем во Францию еще 20 лет назад. Все это время она жила и убирала квартиры состоятельных граждан в Марселе, втором по величине городе Франции, где находится самая многочисленная мусульманская община страны. «Я еще не определилась, за кого буду голосовать, за Франсуа Олланда или за Жан-Люка Меленшона, они оба хорошо говорят. Но в Олланде я не уверена, я не представляю его президентом. Мне нужно еще время, чтобы подумать и обсудить этот вопрос с моими близкими».

Клод Даржен, автор исследования «Как голосуют мусульмане», подготовленном при центре политических наук Cevipof, пришел к выводу, что приверженцы ислама симпатизируют скорее левым политическим партиям. Так, 95% избирателей-мусульман проголосовали за Сеголен Руаяль против всего лишь 5% за Николя Саркози во время второго тура президентских выборов 2007 года. «Три четверти мусульманского электората принадлежит к рабочему классу, и все они голосуют за левые партии. Тогда как среднестатистический рабочий класс распределил поровну голоса между левыми, правыми и ультра-правыми партиями. Мы приходим к выводу о том, что французские мусульмане придерживаются левых убеждений именно из-за их религии, а не из-за социального положения», — рассказывает Клод Даржен.

Мухаммед Мутаббид, частный предприниматель 47 лет, француз рожденный в Алжире, своим примером подтверждает теорию Даржена: «В 2007 году на президентских выборах я голосовал за партию левого толка. В этом году я проголосую за кандидата от Социалистической партии Франсуа Олланда. Я не только сам намерен прийти на выборы, но и активно провожу агитацию, в частности организовываю митинги, встречи и дебаты среди других мусульман. Политическая программа Олланда в общем устраивает меня, я считаю ее умеренной в отношении французских граждан моей конфессии».

А вот Камель Хелифа, житель парижского пригорода, не собирается идти на выборы из-за отсутствия, по его мнению, адекватной программы у кандидатов в отношении мигрантов: «все они бросают размытые фразы относительно судьбы мигрантов во время предвыборной кампании, но будучи избранными все как один не особо торопятся выполнять обещания. Может быть, это безответственно не приходить на выборы, но таким образом я выражаю свое неодобрение французской политике, которая ущемляет в правах некоторые слои населения, в частности, выходцев из иммигрантских семей».

Тумаит Мухаммед сам живет уже 20 лет во Франции, и, будучи учителем истории и географии, он прививает французским детям дух толерантности и терпимости. «Иммиграция принесла много хорошего во французское общество. Некоторые партии утверждают, что чем больше в стране иммигрантов, тем выше безработица, но это все неправда. Иммиграция привносит динамику в экономику страны. Большинство французских мусульман – это люди, которые работают, которые рано встают», — такие слова можно услышать на его уроках.

Было и хорошее

«Несмотря ни на что, за последние годы для сообщества мусульман во Франции было сделано много хорошего. В частности, был создан Французский совет мусульманского культа. Раньше-то мусульмане во Франции не имели своего официального представителя ни в правительстве, ни в гражданском обществе. А наша ассоциация занимается, в частности, строительством мечетей, вопросами производства халяльного мяса, а также направлением имамов туда, где в них нуждаются», —  Тумаит Мухаммед подводит итог пятилетнего правления Саркози и предшествующего периода, когда он был главой МВД.

Еще два года назад мусульмане города По собирались в полуподвальном помещении для молитвы, а теперь у них есть мечеть.  «Полноценная мечеть с минаретом, хоть и оборудована она на бывшей печатной фабрике на окраине города. Для нас это большое достижение», — гордо подчеркивает Мухаммед.

Халяльное мясо – главная проблема?

«Но, к несчастью, в правительстве Саркози есть и другие министры, которые, по ошибке или по незнанию, посягнули на одно из предписаний ислама – халяльное мясо, — продолжил наш собеседник. — Вместо того, чтобы говорить о трудоустройстве, образовании, рабочих местах для молодежи, о той же проблеме безопасности (только не в нынешнем чисто популистском ключе) ,  все говорят только о халяле…»

Кстати, в По вот уже месяц как со скотобойни перестали поставлять халяльную говядину — под предлогом того, что оно якобы не соответствует европейским нормам.

«Я с нетерпением жду мая этого года, когда президент наконец-то сменится. Мне надоело, что каждый раз все сваливают на мусульман. И эта трагедия в Тулузе тоже способствовала тому, что мусульманская община все больше отделяется от французского общества, замыкаясь на самой себе», — сетует Тумаит Мухаммед.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях