Президенты беседовали за закрытыми дверями, однако американская сторона заранее дала «утечку» о том, что Барак Обама и Дмитрий Медведев обсудят вопрос создания американской противоракетной обороны, ситуацию в Сирии, «атомные проблемы» Ирана и КНДР, ядерное нераспространение, а также расширение доступа американских компаний на российский рынок. Последний пункт особо показателен, ведь Конгресс США все еще не отменил поправку Джексона-Вэника, ограничивающую российский экспорт в Америку.
Дело техники или угроза безопаcности?
Обама еще до вылета в Сеул рассказал о том, что он не будет обсуждать с уходящим президентом России. А именно: «сокращение тактических вооружений и находящихся в резерве боеголовок». Американский лидер оставил столь серьезный вопрос, являющийся одним из ключевых в его внешнеполитической доктрине, для встречи уже с новым президентом России Владимиром Путиным на майском саммите «большой восьмерки» в Чикаго. Хотя на встрече в Сеуле это не помешало Обаме заметить, что он «не может и желать лучшего партнера, чем Дмитрий (Медведев. – WordYou)».
Впрочем, в Сеуле нынешнему российскому президенту хватило проблемы ПРО.
Напомним, что еще на саммите Совета Россия–НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года была достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны. Российские руководители неоднократно заявляли, что разработка концепции ЕвроПРО должна осуществляться на равноправной основе и в Брюсселе с этим соглашались. Но одно дело европейские собеседники представителей РФ и совсем другое – США, которые на этом поле являются хозяевами положения.
Сначала администрация Буша, затем Обамы неоднократно заверяла Москву, что ПРО не направлена против России и ее стратегического потенциала. Российская сторона столь же неоднократно настаивала на письменных, юридически обоснованных гарантиях этой «ненаправленности», но каждый раз получала отказ. Россию всегда просили поверить на слово. По-видимому, так произошло и на этот раз.
Президент Медведев, правда, сообщил, что обсуждение проблемы передано специалистам, которые проведут дискуссии по техническим вопросам.
Комментируя российско-американские переговоры по ПРО, профессор Военного университета Олег Кулаков заметил WordYou: «Одна сторона хочет обсуждать проблему сугубо в техническом свете, что не устраивает другую, видящую в размещении ракет-перехватчиков у своих границ угрозу собственной национальной безопасности».
«Дело может быть даже не в том, насколько велика эта угроза, — продолжил эксперт. – Наши власти учитывают и общественное мнение внутри страны: нельзя же все время отступать, что-то отдавать. Тем более, что все понимают: иранская угроза Западу – это только предлог. А вот установка станций слежения и шахт для противоракет у российских границ – вполне реальные планы наших оппонентов. Вопрос в том, насколько упорно российская элита будет сопротивляться этому натиску».
Еще и НАТО в Ульяновске
Добавим, что масла в огонь последних дискуссий вокруг отношений между Россией и США подлили и сообщения о предстоящем размещении перевалочного пункта НАТО в Ульяновске, предназначенного для транзита в Афганистан. Правда, накануне встречи в Сеуле официальный представитель госдепартамента США Виктория Нуланд оговорилась, что окончательные договоренности по этому вопросу еще не достигнуты.
Зато во властных структурах в Москве уже начали считать возможные дивиденды. «Материальная составляющая точно будет частью общей схемы», — заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков. Но при этом отказался уточнить, о каких именно суммах идет речь.
А вот первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Сергей Жигарев уже успел сообщить, что создание транзитного пункта НАТО в Ульяновске может принести России десятки миллионов долларов. Ведь, по его мнению, речь идет о выгодном коммерческом проекте.