Закрыть

Праздники и приметы

«Братья-мусульмане» выступили против генералов

 

Бывшее до революции под запретом «Братство» опубликовало в выходные резкое заявление, в котором  назначенное военными правительство называется неудачным и выражается озабоченность по поводу доверия к предстоящим президентским выборам. Военный совет в ответ осудил в воскресенье «сомнения» «Братства» в правительстве и «сфабрикованные» обвинения.

После восстания, которое привело в прошлом году к  свержению президента Хосни Мубарака, «Братья-мусульмане» и созданная ими политическая Партия свободы и справедливости поначалу не решались бросить вызов военным. Но после победы на закончившихся в феврале парламентских выборах,  принесших исламистскому движению почти половину мест, оно стало гораздо смелее, пишет Washington Post.

Теперь его лидеры уже осмеливаются  выступать против частных запросов генералов о предоставлении иммунитета от судебного преследования за обвинения в убийствах и ошибки, допущенные в период политического перехода в стране,  хотя всего два месяца не высказывали возражений. Более того, они требуют роспуска назначенного военными правительства премьер-министра Камаля аль-Ганзури.

Некоторые в руководстве движения покушаются даже на экономические активы военных. Члены «Братства» призывают поместить предприятия военной промышленности, составляющие, по разным  оценкам, от 5 до 45 процентов экономики страны, под парламентский контроль,  и добавить в государственную казну. Понятно, что военные отчаянно сопротивляются подобной перспективе.

«В египетской политике произошел большой сдвиг, — говорит Шади Хамид, эксперт по «Братьям-мусульманам» из Центра Бруклинского института в Дохе. —  Высший совет вооруженных сил вступает в свою завершающую стадию. На данный момент никто не может остановить «Братство».

Время военных ушло

Стареющие и теряющие популярность в народе генералы все еще держат под контролем Египта, долгое время считавшийся одним из основных союзников США на Ближнем Востоке. Но «Братству» удалось заметно усилить свое влияние с помощью парламента, который, вероятно, станет главным средством защиты народных интересов, считают  аналитики. Военному совету уже пришлось уступить в  нескольких ключевых вопросах  на фоне общественного недовольства.

Некоторые аналитики выражают опасения, что сейчас, когда до президентских выборов осталось менее двух месяцев, растущая конфронтация может поставить под угрозу политический переходный период.

Но «Братья-мусульмане», похоже, полны решимости бросить вызов военным. По мере консолидации власти движение выражает все большую готовность обратиться к вопросам, пользующимся  популярностью у его избирателей, от которых бегут как от анафемы правящие генералы, говорит директор Института Ближнего Востока при  Университете Джорджа Вашингтона Марк Линч.

Среди этих вопросов и продолжающаяся «гуманитарная» помощь США в размере около  1,5 миллиарда долларов в год, которая тратится в основном на военные нужды. Хотя Америка утверждает, что эти деньги помогают наладить прочную связь между Вашингтоном и Каиром, многие египтяне считают их просто «платой за послушание».

Правда, Линч считает, что на прямую конфронтацию «Братья-мусульмане» не пойдут, а попытаются вместо этого как можно скорее оттеснить генералов в сторону, не  дестабилизируя Египет.

Более жесткая позиция «Братства» проявилась только  после нескольких месяцев маневрирования во время непростого возглавляемого  военными переходного периода, последовавшего за падением Мубарака. Критики обвиняли движение  в закулисном сговоре с военными правителями с целью удержаться у власти, и в замалчивании совершаемых военными ошибок и злоупотреблений в то время, когда  другие протестовали.

«Братство» стремится к власти, а военный совет хочет гарантий  безопасности, — заявил  член парламента от либеральной Свободной партии Египта Ибрагим Мохиэльдин. – Они сговорились».

Однако движение наличие подобной договоренности отрицает.

Руководители «Братьев-мусульман», заседающие в новой штаб-квартире в пригороде Каира, дали понять, что у них теперь мало точек соприкосновения с военным советом — Высшим советом вооруженных сил, или ВСВС – помимо  плана перехода к избранному президенту до конца июня. Но при этом они сохраняют осторожность.

«Мы вовсе не переживаем медовый месяц отношений с ВСВС, как думают некоторые, и у нас нет тесной связи с ним, — сказал в недавнем интервью генеральный секретарь «Братства» Махмуд Хусейн. — Мы хвалим их, когда они делают что-то хорошее, и критикуем, когда они делают что-то плохое».

Но критика эта нарастает.  Представитель «Братства» Махмуд  Гозлан, всего два месяца назад выступавший за неприкосновенность для генералов, сказал, что движение изменило свою позицию, когда стало ясно, что египетский народ отверг эту идею. Гозлан и Хусейн дал понять, что движение  намерено заняться и бюджетом считавшейся раньше чуть ли не священной принадлежащей военным промышленности.

«Если есть [принадлежащие военным] компании по розливу воды, сельскохозяйственные предприятия, автозаправочные станции, продукты питания, почему все это должно оставаться тайной?» — заявил Гозлан.

Главный вопрос

Либералы и левые выражают опасения, что «Братство» и другие исламистские партии оттеснят их на обочину политической жизни.  Они указывают на огромную роль движения в конституционном собрании, которое должно будет подготовить документ, определяющий роль религии, исполнительной и законодательной власти, а также права меньшинств в новом Египте.

«Мы будем бойкотировать этот комитет, мы собираемся выйти из него, и пусть они делают исламскую конституцию. Мы будем продолжать борьбу за светский Египет на улицах», — заявил лидер Социал-демократической партии Мухаммед Абу аль-Гар, который был избран в собрание, но ушел со своего поста.

Он отметил, что представители  «Братства»  изначально утверждали, что этот комитет будет представлять мнения всех египтян. «Но, как видите,  в нем не представлен светский Египет».

Партия свободы и справедливости отвергла  в воскресенье эти обвинения, назвав конституционное собрание разнообразным и представительным. На самом деле его состав отражает ту роль, которую сыграл   в выборе членов парламент, где исламисты получили на выборах более 70 процентов мест.

Те, кто беспокоится, что исламистские партии оттеснят их от власти, должны взглянуть фактам в лицо и работать с «Братством», заявил в недавнем интервью один из видных деятелей Партии свободы и справедливости Собхи Салех.

«После революции «Братство» стало реальностью, которую никто не может игнорировать», — сказал он.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях