Закрыть

Колонки

Ислам – это борьба за мир. Внутри нас

 

Салям в большом городе

Одним из тех, кто работает в стиле исламского граффити, является британский художник Мухаммад Али. Фактически он его и придумал. Сам Али называет свой жанр AerosolArabic или каллиграффити. В его работах чувствуется влияние как уличного городского граффити, так и классической исламской каллиграфии.

Мухаммад когда-то принадлежал к андеграундному граффити-движению, однако некоторое время назад, обратившись к Исламу, оставил его, посвятив себя рисованию на холсте вместо городских стен. В настоящее время он устраивает выставки своих произведений по всей стране и за рубежом.

30-летний Мухаммад Али черпает свое вдохновение из уличных настенных росписей и создает новую форму искусства, которая выставляется уже в официальных картинных галереях, парадоксально придавая положительное значение термину «столкновение цивилизаций». Его работы сводят воедино прошлое и настоящее, соединяя, казалось бы, навеки ограниченные культурными рамками стили и направления. В результате у него получается нечто новое. Он называет это — «городское духовное искусство».

В последнее время с AerosolArabic связывают свое творчество люди со всего мира. Художники, которые разделяют основные идеи Мухаммада появились в США, Австралии, Сингапуре, Египте, Турции… Появились они и у нас – минувшей осенью в Казани прошел первый в России конкурс исламского граффити.

Совместимо каллиграффити и с другими видами искусства. Так, недавно Мухаммад Али провел совместную выставку с легендарным фотографом Питером Сандерсом, обратившемся в Ислам в 60-е годы. Первый использует современное граффити для «оживления» коранического текста, второй применяет фотографию для создания ностальгических изображений ушедшего Золотого века Ислама.

Так появился проект «Салям в большом городе». Взяв за основу название известного сериала («Секс в большом городе»), они вместо пропаганды «свободной любви» несут миру послание о реалиях свободной духовной жизни. Единственное отличие между двумя художниками, как поясняет Али, заключается в их методах: «Я «улавливаю духовность» своими баллончиками с краской вместо линзы фотоаппарата».

Питер Сандерс, знавший Моррисона и Хендрикса, заслуживает не меньшего интереса, чем Али. Возможно, даже не осознавая того, вы уже видели хотя бы одну из его культовых фотографий.

Комеди клаб по-исламски

«Аллах сделал меня смешным» — первое развлекательное и, как говорят критики, общественно полезное шоу, которое с удовольствием смотрят самые разные люди. «Официальное мусульманское комедийное турне» с таким названием своей оригинальность и небанальностью сатиры и юмора оно уже покорило множество стран и городов. Его авторы и создатели — американские комики Проповедник Мосс, Мухаммад Амир и Азхар Усман.

Граффити подростков на оккупированных землях Палестины

Будучи автором для популярных программ Деймона Вайанса, «Эфира в субботу вечером» и известных американских юмористов, Проповедник Мосс пишет комедийные скетчи с характерным индивидуальным почерком. В течение последних нескольких лет он также принимал участие в национальной программе лекций для студентов и старшеклассников. Выступления Мосса оказались очень популярными и в то же время исполненными глубокого смысла.

Восхитительный! Уморительный! Интеллектуально провоцирующий! — это лишь некоторые из тех эпитетов, которыми описывают юмористический стиль Мухаммада. С тех пор, как он обнаружил в себе «смешинку», этот уроженец Сент-Луиса быстро начал подниматься по «комедийной лестнице», выступая во многих элитных комедийных клубах Америки.

Азхар Усман одновременно и юморист, и преподаватель, и общественный активист. Он обладает степенью бакалавра искусств. Азхар выступает в жанре стенд-ап комеди с начала 2001 года на многих западных площадках. Его называют «Аятоллой Комедии» и «Bin Laughin». Выступает ли он перед мусульманами, или людьми иных религий, пожилыми или молодыми, серьезными или расслабленными, все эти люди неизменно получают большое удовольствие от его номеров.

Вместе три этих парня внесли особый колорит в жизнь мусульман Америки. Сегодня для себя открывает их весь исламский мир. Они дают серьезный импульс для развития такой важной и, к сожалению, незаслуженно забытой мусульманами сферы как сатира и юмор. Вспомним, что и Пророк (мир ему), и его сподвижники были мастерами шутки.

Транснациональная хип-хоп умма

Выезд исполнителей исламского хип-хопа «Black Stone» (Черный камень) на улицы Лондона – это примечательное событие. Сменяя кварталы на небольшом автобусе, рэперы продают свой новый альбом. Их «Мерседес» расписан коранической каллиграфией. На нем также изображен мальчик, бросающий камень в танк.

Для 32-летнего исполнителя рэпа, бывшего аналитика фирмы «Xerox», основавшего группу два года тому назад, музыка является «срединным путем». Он пытается нащупать равновесие между традициями своих соплеменников и культурой современной улицы. Вы можете быть праведным мусульманином, не становясь при этом одним из тех, кто считает, что Ислам – это жизнь средневековой общины где-нибудь в Южной Азии, говорит Велбек.

Российский рэпер Эрвин Тургунов

«Black Stone» – всего лишь одна из многих групп, которые от Лондона до Бейрута выходят на сцену, чтобы выразить свои чувства в форме рэпа. В Сенегале рэперы поют о своих любимых суфийских шейхах. В Палестине слагают стихи о ХАМАС и сопротивлении оккупации. Появились исламские рэперы в России и Казахстане – в Сети вы легко найдете клипы и треки Эрвина и Муджахида МС.

Мусульманский рэп содержит целый спектр направлений: от поисков душевного равновесия (например, «Mekka2Мadina») до призывов к джихаду. Британские исполнители хип-хопа Шейх Терра и Саул Салах Крю призывают единоверцев сбросить таких лидеров, как Буш и Блэр, «в огонь». Французский же рэппер Медин озаглавил свой первый альбом «11 сентября», а второй – «Джихад», однако он яростно осуждает экстремизм и тех, кто прикрывается Исламом для совершения преступлений.

Многие исламские деятели, а также некоторые специалисты на Западе (в том числе из Госдепа США), считают мусульманский хип-хоп реальным противовесом криминальным и радикальным тенденциям в бедных кварталах. «Когда вы хотите найти общий язык с молодыми людьми, нет ничего лучше современной музыки, — утверждает Фуад Нахди, издатель британского исламского журнала «Q-news». – И хип-хоп позволяет обуздать их горящую энергию, превратив ее в песню».

Новое исламское ТВ

«Исламские медиа сегодня такие убогие, такие старомодные, — говорит египетский драматург и телепродюсер Ахмад Абу-Хайба. — Я хочу поспособствовать формированию нового телевидения для мусульман и не только». 39-летний Абу-Хайба начал осуществлять свою мечту несколько лет назад после того, как понял, что лишенные динамичности, «фишки» религиозные программы проигрывают западным медиа-продуктам. «Человек перед камерой говорит часами о малопонятных религиозных текстах без какого-либо обращения к зрителям… Это слова, ничем не связанные с жизнью», — отмечает продюсер.

Первым результатом работы Абу-Хайба, который изучал инженерные науки перед тем, как заняться СМИ, стал сериал «Мальчики и девочки». Это целомудренная и строгая, но в то же время живая, арабская версия американских «Друзей». Годом позже он выпустил религиозного телешоу нового формата.

Не добившись успеха в поиске тех, кто обеспечит выход программы на широкие экраны, Абу-Хайба, в конце концов, распространил записи ток-шоу через уличных торговцев Каира. Проект доказал свою популярность – десятки тысяч экземпляров продано. «Люди вдруг заговорили об этом новом направлении, о том, как оживить дух Ислама в нашей жизни», — рассказывает продюсер.

«Аллах сделал меня смешным» - первое развлекательное и, как говорят критики, общественно полезное шоу, которое с удовольствием смотрят самые разные люди

Абу-Хайба, отец троих детей, недавно запустил революционный проект. Его детище — первый в своем роде исламский музыкально-развлекательный канал, который призван переориентировать арабскую молодежь с западных аналогов, таких как MTV. «Меня больше беспокоит западная культура, чем политика. Она влияет на наши умы и идеалы, — добавляет он. — Это самая серьезная опасность сегодня».

Абу-Хайба надеется, что новый музыкальный канал будет иметь такой же успех, как и ток-шоу с Амром Халедом, его старым другом, популярнейшим современным проповедником в стильном костюме и креативным подходом. Он убежден, что исламские медиа могут соединять в себе западную современность, тонкий стиль и профессиональный маркетинг без каких-либо компромиссов с арабской и мусульманской культурой и Шариатом.

Style Islam

В 2006 году, когда мусульмане всей Европы устраивали акции протеста против датских карикатур на Мухаммада (мир ему) дизайнер из Германии Мелих Кесмен решил выразить свои чувства с помощью моды. «Первым я придумал свитер с надписью «Я люблю Пророка», чтобы заявить о своей позиции миролюбивого, толерантного мусульманина», — рассказывает 34-летний дизайнер турецкого происхождения.

Реакция людей была неожиданной: они останавливали его на улицах и спрашивали, где он нашел эту модель. Так Кесмен понял, что на рынке одежды существует свободная ниша. Вместе с женой Елиз он создал бренд Style Islam – марку модной повседневной одежды «исламской» тематики.

В течение трех лет были разработаны 35 моделей, которые обыгрывают сочетание поп-культуры и исламских мотивов. Помимо одежды коллекция дизайнера включает сумки и постеры. Футболки с надписью «Терроризм не имеет религии» или «Улыбайся – это Сунна», покрывающие голову туники, на которых написано: «Хиджаб. Мое право. Мой выбор. Моя жизнь» показывают, что Ислам совместим с западными ценностями, а «исламская» одежда вполне может быть актуальной для европейцев.

Через Интернет-магазин товары Style Islam продаются по всей Европе, в США, Канаде и Турции. Появились они в России и на ближневосточном рынке. На сегодняшний день компания продает несколько тысяч изделий каждый месяц. В ней работают семь модельеров.

Можно было бы еще рассказать о многочленных исполнителях нашидов, самый известный из которых Сами Юсуф, возможно, скоро впервые посетит нашу страну, о канадском комедийном сериале «Маленькая мечеть в прериях», который побил рекорды рейтингов, о российском театральном актере Рустаме Мустафине, несущим Слово Аллаха посредством современного театра и т.д. Все это проявления процесса формирования новой идентичности мусульман. Исламский мир на наших глазах в очередной раз меняется, оставаясь самим собой.

 

Абдулла Ринат Мухаметов, кандидат политических наук, журналист.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях