Закрыть

Общество

Союз красных

 

22 марта будет объявлено о результатах последних контактов между левыми силами, итогом которых может стать создание Социал-демократического союза, со ссылкой на Илью Пономарева сообщило РИА «Новости». Подогрел интригу и один из координаторов «Левого фронта» Сергей Удальцов, написавший в своем «Твиттере», что переговоры были посвящены «созданию единой левой партии».

Жизнь заставила

Ситуация такова, что помимо двух официальных левых партий – КПРФ и «Справедливой России» в стране имеется еще и ряд небольших организаций коммунистической и социалистической направленности, которые, по всей вероятности, вскоре получат шанс официально зарегистрироваться. В течение ряда лет все эти партии (и официальные, и неофициальные) существовали параллельно, практически не пересекаясь, поскольку первые две – КПРФ и «Справедливую Россию» — вполне устраивало их положение официальной оппозиции, а у остальных не было возможности даже легализоваться. Пока российское законодательство блокировало создание альтернативных партий, в том числе, и на левом фланге, о каких-то серьезных объединительных процессах речи не шло.

Ситуация стала меняться после первых митингов внесистемной оппозиции в декабре прошлого года, когда под влиянием этих митингов, власть пообещала реформирование политической системы, особенно в области партстроительства.

Если вспомним, то официальные левые поначалу отставали от быстро меняющейся ситуации в обществе. Первая реакция Геннадия Зюганова на декабрьские мало отличалась от позиции властей. Поначалу он даже называл митингующих «оранжевой заразой». Что было вполне понятно. КПРФ и «Справедливую Россию» вполне устроили результаты думских выборов 2011 года (более высокие, чем четыре года назад), и в ближайшие пять лет они ничего менять не собирались.

Однако начавшиеся в обществе процессы заставили лидеров официальной оппозиции, если не пересмотреть, то скорректировать свои взгляды на происходящее. И вот уже и Зюганов, и лидер «СР» Сергей Миронов заявили о справедливости выдвигаемых оппозиционными митингами лозунгов.

Одновременно активизировались многочисленные незарегистрированные левые организации. Под влиянием бурных событий в декабрьской Москве 2011 года попытку объединиться сделали даже давно враждовавшие между собой группировки. 28 января в Москве состоялся Форум левых сил, в котором приняли участие многие из них, в частности, «Левый Фронт», РОТ ФРОНТ, МГК «альтернативной» КПРФ, Российское социалистическое движение, «Трудовая Россия».

Впрочем, на Форуме выяснилось, что одни под объединением понимали лишь более тесную координацию на время проведения общих акций протеста (как, скажем, тот же Илья Пономарев), а другие подразумевали под этим создание единой левой партии. По последнему пункту ни о чем конкретном договориться не удалось, но процесс, если не пошел, то, во всяком случае, немного сдвинулся с мертвой точки.

Заметим, что основной массой «красных» на оппозиционных митингах были именно «штыки» альтернативных, а не официальных левых организаций.

«Политические карлики» не нужны

Что же мы имеем на российском левом фланге сейчас, когда первая волна общественной активности, похоже, сходит на «нет», а реформирование политической системы идет своим чередом?

По большому счету, оба крупных игрока пока остаются на старых позициях. «Справедливая Россия», устами своих лидеров, давно «за» объединение. Особенно с КПРФ.

Правда, как рассказал WordYou член «Справедливой России», заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков, процесс возникновения объединенной левой партии вряд ли будет таким быстрым, как кому-то хотелось бы. Он считает, что такая партия может возникнуть лишь в ближайшие 2-3 года.

Судя по всему, его волнует и тот момент, что в результате принятия новой редакции закона о партиях в ближайшем будущем появятся конкуренты в лице нескольких новых организаций социалистической и коммунистической направленности.

По этой причине он за то, чтобы «не плодить новых политических карликов во главе со свадебными генералами», а объединить уже существующие КПРФ и «Справедливую Россию». Он уверен, что «глупо на левом фланге воевать за одного и того же избирателя». По его словам, «80 процентов того, что мы (справороссы и коммунисты – А.Ж.) делаем – совпадает».

У «Справедливой России» и КПРФ, считает Гудков, лишь два теоретических расхождения: 1) в оценке личности и методов управления Иосифа Сталина и 2) в отношении к степени национализации и участия государства в регулировании экономики.

«Мы выступаем за то, чтобы государство в значительной степени было регулятором, а не собственником, так как, по нашему мнению, государство крайне неэффективный собственник», — убежден парламентарий. В остальном же, уверен он, «мы очень похожи». В частности, в том, что «коммунисты теперь тоже не сторонники насильственной смены власти».

Коммунисты не хотят

По сути, не претерпела особых изменений в этом вопросе и позиция КПРФ. Объединение компартии с другими левыми организациями возможно только в виртуальном пространстве. Так прокомментировал нам информацию о возможном объединении компартии с другими левыми организациями секретарь ЦК КПРФ по кадрам Валерий Рашкин.

«В виртуальном пространстве можно объединять что угодно и кого угодно, но в реальной жизни такие вопросы регулируются законом РФ о партиях и уставом политических организаций», — заявил Рашкин.

Политик напомнил, что, согласно уставу компартии, членство в ней возможно только индивидуальное, индивидуальным же является и прием новых членов, «которым необходима рекомендация двух партийцев из местной организации», которые, в свою очередь, должны оценить новичка «по знаниям, убеждениям, деловым качествам и умению работать». «Другого механизма приема в партию у нас нет», — подчеркнул Рашкин.

Координатор «Левого фронта» Алексей Сахнин вообще заявил, что об объединении структур КПРФ, «Справедливой России» и «Левого фронта» речи быть не может.

По мнению Сахнина, « можно говорить только о разного рода ситуативных коалициях». Он пояснил, что такие коалиции не исключаются в рамках тех или иных протестных или предвыборных кампаний, «но объединение структур пока невозможно».

«Несмотря на все преимущества такой коалиционной левой структуры, это проще сказать, чем сделать», — уверен Сахнин.


Выбор читателей


Расскажите друзьям. Поддержите сайт в соцсетях