О решении главы государства сообщил первый канал государственного телевидения Белоруссии. Позицию главы государства объяснили с тем, что преступление осужденных связано с исключительной опасностью и чрезвычайно тяжелыми последствиями для общества. Власти напоминают, что «совершенный акт терроризма был сопряжен с убийством большого числа людей и причинением гражданам многочисленных телесных повреждений».
Напомним, уроженцы Витебска Владислав Ковалев и Дмитрий Коновалов обвинялись в совершении теракта 11 апреля 2011 года на станции «Октябрьская» минского метрополитена. Тогда сработало мощное самодельное взрывное устройство. В результате 11 человек погибли на месте, еще четверо умерли в больницах. Всего было более 300 пострадавших.
Спустя две недели власти сообщили об аресте виновников – Коновалова и Ковалева. По официальной версии белорусских спецслужб, молодые люди взорвали метро из-за своей неустойчивой психики. Следствие утверждало что, непосредственно теракт совершил Дмитрий Коновалов. Согласно этой же версии, Владислав Ковалев знал о подготовке терактов, но будучи другом детства Коновалова, ничего не сообщил о его планах компетентным органам.
Опасные игры госбезопасности
Однако с первых дней работа следственной группы сопровождалась скандалами. В первую очередь она запомнились каким-то эпатажем с фотороботами подозреваемых. Сначала в Интернете разместили изображение ярко выраженного кавказца. Глава Комитета государственной Безопасности Белоруссии Вадим Зайцев поначалу даже утверждал, что главный подозреваемый – человек неславянской внешности.
Но на следующий день генпрокуратура республики объявила это «фальшаком» и в интернете появилась очертания мужчины со столь же ярко выраженными европейскими чертами лица. Но затем в Сети появился третий фоторобот, который напоминал обычного жителя белорусской глубинки. Объяснение этим «чудачествам» оказалось столь же простое, как вся логика белорусской власти: силовики утверждали, что вбрасывая «липу», они оказывается, вводили в заблуждения террористов.
Но нестыковки на этом не закончились. После того, как в Интернете были обнародованы имена подозреваемых, офицеры КГБ принялись прятать их близких. Официально это объяснялась стремлением спасти родителей обоих молодых людей от неминуемой расплаты со стороны разгневанных белорусов. Кроме того, в СМИ появились сообщения о том, что знакомым задержанных силовики угрожают, требуя от них не общаться с прессой. Однако с легкой руки журналистов лопнул такой довод следствия, как рассказ о том, что у задержанных был подвал, где они соорудили лабораторию по изготовлению взрывчатки. В СМИ опубликовали фото этого подвала – оказалось, что он даже не запечатан и никаких лабораторий там нет и быть не могло.
Немало вопросов было и по поводу кадров с места событий. Власти показали журналистам видеозапись, на которой мало что можно было разобрать. Правда силовики утверждали, что на выходе из метро камера запечатлела подозреваемого в анфас крупным планом. Однако эту съемку никто общественности не предъявил. Приглашенные из России специалисты по контртеррору также не поддержали версию белорусских следователей.
С обвинением не спорят?
В самой Белоруссии оппоненты властей сразу обвинили официальные круги в намерении засудить невиновных. Дошло до того, что Генеральная прокуратура Белоруссии пригрозило возбуждением уголовного дела в отношении тех, кто не поверит доводам следствия. Правда, доводам следствия поверил белорусский суд, который, согласно давно сложившейся практике, предпочитает с обвинением не спорить. В сентябре прошлого года Коновалова и Ковалева осудили за соучастие в терроризме и приговорили к смертной казни.
Решение суда в Белоруссии восприняли неоднозначно. Руководитель «Правозащитного альянса» Людмила Грязнова сообщила WordYou, что правозащитники начали сбор подписей с требованием не расстреливать осужденных. По ее данным, под двумя обращениями против смертной казни в отношении Ковалева и Коновалова собрано около 270 тысяч подписей.
На сложившуюся ситуацию отреагировал и президент Белоруссии Александр Лукашенко, который ранее публично обещал подумать о помиловании осужденных.
Возможно, все уже кончено
Еще один правозащитник, руководитель Центра правовой помощи населению Олег Волчек также не верит в виновность осужденных. Он сам — бывший следователь Генеральной прокуратуры Белоруссии. Волчек уверен, что дело в отношении Владислава Ковалева и Дмитрия Коновалова шито белыми нитками. «Возьмем хотя бы конструкцию бомбы, которая взорвалась в метро. Ведь было заключение экспертов, что этот механизм могли бы изготовить только профессионалы. А что власти на это ответили? Что Коновалов был гениальным химиком, который работал простым рабочим?» — недоумевал экс-следователь в беседе с корреспондентом WordYou.
Сейчас многие в Минске не исключают того, что обоих приговоренных уже расстреляли. Дело в том, что согласно белорусской практике решение об отказе помилования выноситься непосредственно перед приведением приговора в исполнение. Адвокат Владислава Ковалева Станислав Абразей сообщил «Еврорадио», что его уже вторые сутки не допускают к подзащитному, не сообщая, где он находится.