Верные президенту Асаду войска на этой неделе с помощью танков и тяжелой артиллерии пытались подавить очаги сопротивления сил оппозиции в целом ряде населенных пунктов, в том числе в городе Дераа на юге страны, с которого в марте прошлого года началось массовое восстание.
Международные наблюдатели предрекают, что Сирия может погрязнуть в затяжной гражданской войне. Спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннан потребовал от сирийских властей дополнительных разъяснений по поводу ответа на направленные в Дамаск предложения о мерах, которые могут положить конец насилию. Аннан торопится: в пятницу он должен доложить Совету Безопасности ООН о результатах своих усилий.
По данным секретариата ООН, за время восстания в стране погибли более 8 тысяч человек, в основном мирных жителей, около 230 тыс. были вынуждены покинуть свои дома, из них 30 тыс. бежали в Турцию, Ливан и Иорданию, из-за чего в этих странах возникала угроза кризиса с беженцами: ведь этих людей надо как-то обустраивать.
Реформы как «шутка»?
Британская газета Guardian опубликовала в среду подлинную, как полагает издание (правда, с оговоркой, что риск подделки тоже возможен) переписку по электронной почте президента Асада и его жены в период с июня по февраль, вскрытую хакерами из сирийской оппозиции.
Если все что там говорится правда, то глава Сирии предстает в довольно неприглядном свете. Он принял «совет» Ирана жестко бороться с восстанием, он «пошутил» по поводу обещанных реформ, а во время роста насилия в стране его жена заказывала дорогие заграничные товары. Так не являются ли очередной «шуткой» и объявленные Асадом парламентские выборы, которые он обещает провести 7 мая?.. Тем более, что в одном из писем он весьма легкомысленно говорит об «этих дурацких законах о выборах, партиях и свободе СМИ».
Кстати, по этой переписке видно, как руководство Сирии обходит международные санкции. Для ведения бизнеса, а также всевозможных личных приобретений Дамаск использует дубайскую компанию, имеющую офис в Лондоне. При этом сам Асад обходит американские санкции, прибегая к помощи третьих лиц, имеющих адреса в США. Это касается и чисто личных моментов. Именно так президент поступает, например, скачивая музыку с сервиса iTunes.
Бои продолжаются
Война тем временем продолжается. Как сообщили представители оппозиции, до 130 танков и бронемашин, сосредоточенных вокруг Дераа, в среду поливали городские здания пулеметным огнем; военные проводили рейды по жилым домам.
«Они бьют по родине нашей революции», — сказал один из жителей города, назвавший только свое имя Мухаммад, на которого ссылается агентство «Рейтер».
Сообщения о боевых действиях поступают также из провинции Идлиб, на севере страны, и из прибрежного района вблизи Аль-Хаффы.
Начало было мирным
В феврале 2011 года сирийский президент уверенно заявил, что его страны не коснутся события «арабской весны», которые привели и к свержению авторитарных режимов в Тунисе, Египте, Ливии и Йемене.
Однако уже 15 марта несколько десятков протестующих вышли на улицы Дамаска, требуя гражданских свобод. Через несколько дней начались выступления в Дераа, на границе с Иорданией, в знак протеста против пыток местных подростков, пойманных за написанием антиправительственных граффити.
За12 месяцев поначалу в основном мирные продемократические выступления переросли в полномасштабное восстание, во главе с группами вооруженных повстанцев и бывшими военнослужащими, называющими себя Свободной сирийской армией.
Устанавливая на какое-то время свой контроль над различными городами и селами, они затем неизменно отступали под напором правительственных сил.
Несмотря на экономические проблемы, ужесточение санкций и растущую международную изоляцию, Асад, по-видимому, все еще пользуется значительной поддержкой в стране, в частности, в двух ведущих городах — Дамаске и Алеппо. За рубежом его главным союзником остается Иран.
По мнению западных дипломатов, вовлеченных в сирийские дела, Башар Асад умело играет на страхе религиозных меньшинств, в первую очередь христиан, за свое будущее, ведь и сам он относится к алавитам, составляющим всего 10% населения страны, но контролирующим многие рычаги власти. В то же время оппозиционные настроения растут, прежде всего, среди мусульман-суннитов составляющих75% населения республики. При этом все стороны конфликта говорят о недопустимости его перевода в межконфессиональное русло.
Впрочем, как заметил сирийский политбеженец либеральных убеждений, ветеран местного диссидентского движения Наджати Тайяра, проживающий ныне в Иордании, «стратегия гражданской войны со стороны властей как раз и состоит в разделении страны».
Брошенные в огне войны
Как бы то ни было, люди, осажденные сирийской армии в районах, продолжающих сопротивление правящему режиму, говорят, что внешний мир бросил их на произвол судьбы. Действительно, дипломаты из разных стран обсуждают дал ли Асад «положительный» ответ на посреднические усилии Кофи Аннна, разного рода «друзья Сирии» разоблачают «козни» Москвы и Пекина, поддерживающих официальный Дамаск, а жители охваченной войной страны убеждаются во мнении, что их судьба никого не волнует.
«Мы считаем, что иностранные державы предоставили льготный период Асаду, позволяя ему уничтожать свой народ», — сказал британским репортерам уже цитировавшийся нами Мухаммед из города Дераа.